Институт искусств и культуры
галерея "В Главном"
Звуки Алтая
онлайн-выставка Татьяны Завьяловой
Галерея «В Главном» и Институт искусств и культуры представляют мультимедийную выставку «Звуки Алтая» Татьяны Арнольдовны Завьяловой, Члена союза художников России, доцента кафедры дизайна ИИК, и.о. заместителя директора ИИК по учебной работе. Выставка приурочена к юбилею автора и замечательного педагога. На выставке представлено около 30 этюдов с видами Алтая, созданных в технике масляной живописи. Мультимедийный формат позволит зрителям войти в созерцательное состояние для неспешного знакомства с работами.

Музыка: Михаил Завьялов
Аранжировка, варган: Андрей Вебер
Звукозапись: Сергей Максимов
Цветокоррекция фото работ: Арина Пономарева
Монтаж видео: Кристина Коновалова
Текст: Анастасия Куклина


"Звуки Алтая"
мультимедийная выставка Татьяны Завьяловой
Путь художника-декоратора. Как все начиналось
— Это был долгий путь. В семье было принято, что дети занимаются творчеством. Сейчас это модно называть «образовательная среда». Папа – знаток изобразительного искусства, музыки, а мама была мастерицей на все руки. Соответственно, у меня были разные поиски: музыкальная школа, танцы, театральная студия «Юность», марионетки... Несмотря на то, что я с раннего детства участвовала в выставках , в 10 классе училась в вечерней художественной школе у замечательного томского художника Петра Павловича Гавриленко, осознание себя как художника пришло довольно поздно

Долгое время я работала в театральной сфере. Сперва училась на подготовительных курсах школы-студии МХАТ, но по конкурсу на курс Олега Павловича Табакова не прошла. В результате поступила в экспериментальную лабораторию «Психология творчества актера» (прим.: в 1989 году лаборатория получила официальный статус – Российский научно-образовательный центр «Институт человековедения»; позднее – Институт театрального искусства им. П.М. Ершова), которая тогда только создавалась. В 1991 году бросила учебу, поменялись жизненные ориентиры. Вместе с друзьями стали пробовать себя в бизнесе. Позднее организовали в Москве одну из первых дизайн-бюро по наружной рекламе, изобретали разные конструкции, осваивали новые технологии и материалы. В 1995 году по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Томск, что было довольно непросто после динамичной столицы. Началась новая жизнь. Я вернулась в коллектив театра-студии, который к тому времени переехал в Хобби-центр. Театральное образование все же получила в ТОККИ (режиссер-организатор театрализованных форм досуга).

Мой художественный путь определили два события. В какой-то момент я стала понимать, что мне трудно объяснять режиссеру свои идеи, не хватало навыков рисования, проще было сделать и показать. Примерно в то же время я прочитала книгу Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», посвященную нидерландскому художнику Винсенту ван Гогу. И это простое совпадение – Ван Гогу было 27 лет и мне было тоже 27 лет – определило мое решение получать художественное образование. В 1999 году в ТГУ открылась кафедра изобразительного искусства. Я пришла на подготовительные курсы к Виктору Михайловичу Мухаметшину и Николаю Андреевичу Долгих, после чего попыталась поступить и поступила. Наш набор стал вторым в сфере высшего профессионального художественного образования в Томске. Так я окончила педагогическое направление «Учитель изобразительного искусства». А в 2013 году стала Членом союза художников России как живописец.


Какие темы являются определяющими в творчестве
— У меня есть формулировка своего стиля – «солнечный реализм». Сверхзадача – в простых вещах видеть свет и радость. Чаще пишу на природе, она помогает отвлекаться от суеты. Есть, конечно, и портреты, и жанровые работы. Но в период учебного года нечасто получается найти время для творчества, поэтому пленэр – как часть отпуска, каких-то поездок и новых знакомств.

— Ценностные ориентиры в искусстве
— В 90-х у меня на какое-то время произошло смещение ценностных ориентиров. Отчасти, поэтому я бросила театральную школу. В какой-то момент бизнес-деятельность вышла на первый план. Да и мое восприятие сферы искусства изменилось. В лаборатории «Психология творчества актера», где я все-таки отучилась год интенсива, курсы были построены по системе психофизиолога, доктора медицинских наук Павла Васильевича Симонова, который сформулировал пирамиду потребностей, похожую по структуре на пирамиду Маслоу, однако есть несколько существенных отличий. Если Маслоу писал, что пока не реализованы более низшие потребности, то к высшим человек не приходит. Мне кажется эта позиция немного ангажированой маркетингом. Симонов утверждал другое: человеком управляют доминирующие потребности, которые закладываются с детства. В искусстве тоже все по-разному, есть много дельцов, а есть бессеребренники, для которых искусство – это воздух и источник силы. Для меня – вся жизнь получается – искусство.

Когда Николай Долгих организовал кафедру дизайна в Институте искусств и культуры, то пригласил часть команды из своих выпускников кафедры изобразительного искусства. Получилась очень сплоченная и профессиональная команда, частью которой я стала. Работая со студентом, ты так или иначе вторгаешься в творческий процесс. Часто себя останавливаешь, извиняешься, что навязываешь свои идеи. Так или иначе, студенческая работа – это результат совместных размышлений и поисков. Очень радует, что часть наших талантливых выпускников осталась работать на кафедре дизайна и продвигают сложные образовательные и социокультурные проекты, это Мария Долгих, Глеб Листвин, Кристина Коновалова.

— На стыке дизайна и искусства
— Многие думают, что профессия дизайнера предполагает постоянный креатив и полет фантазии. На самом деле, дизайн как искусство «корыстен», а большая часть поступающих заказов в фирме – не более, чем рутина с постоянными авралами и дедлайнами. И студенческая пора в этом смысле удивительна, здесь больше места для эксперимента, долгого поиска и даже риска, чем в выполнении задач брифа со сжатыми сроками по договору. Основное отличие дизайна от свободного искусства то, что дизайн – он всегда утилитарен и для решения каких-то проблем, он всегда для кого-то; а искусство в первую очередь – это самовыражение автора, а уже потом восприятие аудитории, признание зрителей. Поэтому мы как преподаватели стараемся побольше давать интересных творческих заданий, чего в реальной жизни коммерческих организаций не так уж и много. Очень радуемся возможности соединять неограниченное творчество с конкретными заказами, сами включаемся в совместную работу со студентами. Чаще всего в качестве таких заказчиков выступают структуры нашего университета: другие кафедры для оформления конкурсов и фестивалей, Управления информационной политики и нового набора, Экскурсионно-просветительский центр, с которым мы уже давно сотрудничаем. Был очень красивый проект с Театром драмы по разработке афиши к премьере спектакля «Безымянная звезда», несколько лет работали с мероприятиями «Облкомприроды»: «Эко-Этно», в рамках «Года экологии» – конкурс социальной экологической рекламы «ПосмотриЗадумайсяСделай». И много чего еще…
Основное отличие дизайна от свободного искусства то, что дизайн – он утилитарен и для решения каких-то проблем, он всегда для кого-то; а искусство в первую очередь – это самовыражение автора, а уже потом восприятие аудитории, признание зрителей.

О выставке «Звуки Алтая»

Для онлайн-выставки были отобраны, в основном, этюды с поездок по Алтаю. Эту серию работ я сразу назвала – «Звуки Алтая», потому что Алтай всегда звучит, он звучит реками, птицами, ветрами… В этих работах нет погони за правдоподобием и детализацией пейзажей, в них важнее настроение, они – как бы «джазовые» импровизации на тему... Когда было принято решение о мультимедийном формате выставки, я обратилась к своему племяннику-музыканту с просьбой написать трек, в котором бы прочитывались и звуки бурных потоков горных рек, и народные мотивы, но в то же время, это должна быть очень современная мелодия. И, по-моему, это у него получилось!

Made on
Tilda