Выставка
Нечеловеческое искусство
В экспозиции представлены необычные творческие эксперименты: акварели шимпанзе Александра (Северский зоопарк) и алгоритмическая живопись компьютерной нейронной сети (Илья Дик, Кемерово).
Где проходит граница между человеческим и не-человеческим? Является ли способность человека создавать произведения искусства одним из таких «пограничных столбов»?

Мы знаем, что со времен античности существует концепция поэтики, согласно которой рождение произведения искусства связано не столько с деятельностью художника-человека, сколько с действием неких нечеловеческих «высших» сил. Представления о творчестве как о стихии особенно ярко воплотилось в творчестве и в манифестах на рубеже XIX–XX вв. Эти представления находят отражение как в устойчивом для европейской культуры образе Музы, так и в метафорах современного языка: вдохновение может накатить, охватить, посетить, прийти, снизойти или покинуть художника, словно вместилище чего-то неизмеримо большего, чем он сам. А если так, то возникает вопрос: только ли человек способен творить? Возможен ли нечеловеческий творческий процесс?

Кураторы выставки «Нечеловеческое искусство» ставят под вопрос эксклюзивное право человека называться/быть художником в современном контексте развития науки и технологий, позволяющих искать новые возможности для изменения границ традиционных представлений об искусстве. Как сегодня возможен нечеловеческий художественный процесс? Если приматы – наши предки, а умные компьютерные системы – своего рода наши отпрыски, то что мешает признать их творческий потенциал как членов одной семьи? Какая муза может посетить наших нечеловеческих родственников?

Заглянуть в нечеловеческое искусство нам поможет диджитал-арт (digital art) – алгоритмическая живопись искусственных нейронных сетей - и акварели шимпанзе.

Свои завораживающие работы медиа-художник Илья Дик создает в сотворчестве с компьютерными программами – искусственными нейронными сетями, формируя пространство арт-эксперимента и ситуацию познания возможностей программных продуктов, различных техник и приемов, поиска вариантов эстетических решений внутри особенного закона существования цвета и формы вне человеческих ограничителей, где ему удается сделать то, о чем он не способен даже подумать, чего не может заранее представить. В ходе творческих экспериментов Илье удалось выявить около дюжины различных эффектов. Например, автор отмечает эффект нарратива: изображения, обработанные одним фильтром, становятся частью одной истории. Также художник замечает, что полученный в ходе обработки цифровой коллаж может превращаться в единое, будто изначальное, изображение.

Вторую часть выставки занимают рисунки шимпанзе Александра, с историей которого Вы можете ознакомиться на специальном стенде. Александр, как и многие человекообразные обезьяны, воспитанные человеком, не считает себя животным. Его рисунки возникли как ответ на острую потребность общения с человеком. По словам сотрудника Биологического института НИ ТГУ и Северского зоопарка, Олега Тютенькова, у человекообразных обезьян, к которым относятся шимпанзе, орангутаны, гориллы и бонобо, рисование – это не трюк, и даже не элемент игры, это способ выразить свои эмоции. Эмоциональный мир приматов в естественной среде прекрасно иллюстрируют фотоработы профессионального фотографа-анималиста Андрея Гудкова.

Известно, что в природных условиях обезьяны не рисуют. Первые эксперименты с рисованием шимпанзе поставила русский и советский зоопсихолог и приматолог Н.Н. Ладыгина-Котц, которая сравнивала развитие маленького ребенка и маленького шимпанзе. Детеныши шимпанзе вначале делают простейшие небольшие чирки, полоски, потом появляются веерообразные, классические для обезьян, рисунки. Обезьяны, обученные языку глухонемых, могут даже давать названия своим рисункам, как Майкл, горилла из Стэнфордского университета, США, который нарисовал зеленую кляксу с желтоватым пятном, и сказал: «Это мой дракон», имея в виду свою любимую игрушку – зеленого дракончика с желтым гребешком. Однако возможности техники человекообразных обезьян ограничены. В отличие от взрослеющих детей, обезьяны не начинают рисовать фигуры или человечков. Максимум, что они могут изобразить – законченную овальную форму, неправильный круг.

В рамках данной выставки кураторы решили объединить разные формы нечеловеческого искусства. Конечно, акварели шимпанзе Александра созданы при участии сотрудников зоопарка, а алгоритмическая живопись нейронной сети стала возможна благодаря медиа-художнику Илье Дику. Но это лишь делает вопрос о нечеловеческом искусстве еще более интересным!

Галерея «В Главном» ИИК ТГУ остается главной площадкой в Томске для экспериментальных художественных практик на пересечении искусства и науки (Art&Science), что отражает специфику и роль классического университета – признанного научного центра России – в контексте современных культурных процессов.

Кураторы выставки: Анастасия Куклина, Дмитрий Галкин
При активном участии: Глеб Листвин, Элеонора Новикова, Алена Овсянникова Консультант: Олег Тютеньков, научный сотрудник БИ ТГУ
Участники выставки: Илья Дик (Кемерово), шимпанзе Александр (Северский зоопарк), Андрей Гудков (Москва).


Поэт и медиа-художник Илья Дик. Автор четырех книг и публикаций в журналах «Полутона», «Где Культура», «Кибер-орбита», «Топос» и др. Участник и организатор выставок «Прием прием», «смысл сидеть в яме» (Кемерово) перформанса «войны в Томске не будет», литературных плясок с видом на проспект (Томск).
Фотоотчет с открытия выставки
Автор фото: Паша Фишай
Акварели шимпанзе Александра (Северский зоопарк).Фото: Паша Фишай

Выбор красок:
1. Красный
2. Оранжевый
3. Белый + синий

Новые краски
Рисование: сидел щелкал семечки из пакета.

Я отвлекла на рисование, рисовал не долго – 3 мин., затем вспомнил, что у него есть семечки и закончил рисование.

Протокол эксперимента. Записала фельдшер Елена Манишева.


Сотрудник Биологического института НИ ТГУ и Северского зоопарка - Олег Тютеньков.

«Я занимаюсь диджитал потому, что мне любопытно обуздать программное обеспечение под седлом эстетики. Притом, свободной в достаточной степени от ограниченности моего человеческого мышления: то же самое я делаю как поэт — выглядываю за рамки архитектуры», — медиа-художник Илья Дик (Кемерово).
Выпуск медиа-проекта "Художник - ты что?" с Ильей Диком здесь.
Репортаж с открытия выставки ГТРК Томск здесь.
Репортаж с открытия выставки телеканала "Томское время" здесь.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website