24 ДЕКАБРЯ 2019 – 14 ФЕВРАЛЯ 2020
Выставка «Со-гласие»
Петра Гавриленко с поэтическими комментариями Андрея Янкуса
В экспозиции впервые представлена ретроспективная серия автопортретов (с 1976 по 2019 гг.) известного томского художника-пост-авангардиста Петра Гавриленко, сопровождающаяся поэтическими комментариями молодого томского поэта и музыканта Андрея Янкуса.

Автопортрет только кажется жанром простым и знакомым. В этом феномене заключен парадокс. Сама возможность повествования о себе от первого лица предполагает взгляд на себя как бы со стороны, рефлексию, эстетическую оценку, образное и повествовательное завершение. Однако именно эта завершенность и оказывается под вопросом: «жизнь личности всегда открыта, в то время как повествование без замкнутости, т.е. без обозначенного не только начала, но и конца, невозможно» (Виктор Мизиано). В жанре автопортрета очевидна двойная позиция художника, который, в терминологии Михаила Бахтина, одновременно предстает перед зрителем и как незавершенный, «неосуществивший себя дух», и как душа, которая только извне, только с точки зрения Другого «может быть прекрасной и наивной».

Эта двойственность раскрывается в сложной композиции автобиографических связей, которые образуют как бы надвременной мир личности художника, собирающего самого себя как творческого субъекта в протяженности своей судьбы — в сорок четыре года биографии художника-новатора, романтика, исследователя, затворника, путешественника — каким мы знаем Петра Павловича Гавриленко сегодня.

На выставке «Со-гласие» автопортрет представлен в двух художественных вариациях: пластической и динамической, за которыми стоят два «независимых и равноправных культурных знака: слово и рисунок» (по Ю.М. Лотману). Если художник стремится тактильно, через фактуру, иногда работая по холсту не кистью, а прямо руками, пластически передать в пространстве различные состояния от «похмельного депресняка» до «торжественного ликования души», то материал поэта — слово — живет по законам временным, что требует также обращения к прямой речи авторов.
Жизнь художника — это вечное неудовлетворение, вечное мучение, вечное страдание... Вспышки бывают такие короткие, которые нас и манят, и не дают бросить это окончательно. Потому что столько уже замечательных художников было на свете, что ты себя невольно сопоставляешь с ними и думаешь: всѐ, не надо бы этим даже и заниматься. Но вот бывают эти маленькие эйфории… с одной стороны, а с другой стороны, это наш путь, это наше… самочувствие, высокопарно сказать, самопознание… Но мы действительно, даже если и не красим, то в мыслях что-то все время ворочаем, переворачиваем… находимся в этой нескончаемой динамичной медитации.
— Петр Гавриленко, поэт
«Что бы ни писал художник, он всегда пишет себя. На любой объект ложится отпечаток его индивидуальности — иначе мы имели бы дело не с творцом, а с обычным зеркалом. В этом смысле автопортрет — своего рода отмена вселенского закона: минус на минус даѐт плюс, на первый план выступает сам метод, или живопись как таковая. Чем может ответить поэзия? Только рассуждением о самой себе: где она появляется, в чѐм тайна еѐ рождения ... Как я создаю Автопортрет? Я нажимаю на клавишу Я.
— Андрей Янкус, поэт
Фотографии с открытия выставки. Автор - Юрий Танащук


///

не уверен, что это — стихотворение, но и в обратном быть уверенным не могу.

Андрей Янкус
26.08.18

Процесс создания стихов Андрея Янкуса
Автопортреты Петра Гавриленко
Куратор выставки: Анастасия Куклина
При участии: Элеонора Новикова, Алена Овсянникова, Елизавета Пушкарева Дизайн афиши: Арина Пономарева


Выпуск медиа-проекта "Художник - ты что?" с Петром Гавриленко здесь.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website