Depressed_Fest
ФЕСТИВАЛЬ АРТ-АНТРОПОЛОГИИ

Институт искусств и культуры ТГУ
Галерея "В Главном"
Магистратура
"Art&Science: Искусство. Дизайн. Технологии"

(Не)порочный круг тревоги
Какой год – такой фестиваль. И мы решили провести художественное исследование тревожно-депрессивных переживаний ковидного 2020-го года. В итоге оно стало вполне себе междисциплинарным, поскольку среди экспертов фестиваля есть антрополог, клинический психолог, священник, маркетолог, медиа-эксперт, бизнес-тренер. Так что фестиваль стал фестивалем арт-антропологии. Вы убедитесь в этом, изучив материалы онлайн и офлайн.

Какой год – такой фестиваль. И поэтому DEPRESSED_FEST проходит в гибридном онлайн/офлайн формате и объединяет две категории авторов: тех, кто присоединился в результате open call, и молодых художников и дизайнеров Института искусств и культуры ТГУ (изучающих курс «Теория и практика современного искусства», магистрантов программы Art&Science: искусство. Дизайн. Технологии»). Основная экспозиция включает работы более 60 художников, (представляющих 14 городов России, Казахстана, Чехии), посвященные тревожности и депрессии, связанной с пандемией COVID-19. Материал фестиваля включает исследовательские тексты и экспертные дискуссии. Таким образом, вокруг темы депрессии встретятся искусство и наука, art&science, творчество и исследования.

(Не)порочный круг тревоги – центральная метафора, объединяющая представленные работы. Ковидная депрессия растет из тревожности, запущенной циркулировать по кругу между (само)изоляцией и драмой внешнего мира. Знаменитый французский психоаналитик Жак Лакан настаивал, что начало и фундамент любых расстройств – это цикл, замкнутый круг, бессмысленное (на первый взгляд) повторение и возвращение к боли. И мы с художниками, кажется, нашли такой «симптом». Индивидуальную, внутреннюю, личную концентрацию беспокойства и подавленности в изоляции мы назвали ДЕПРЕССОЛЯЦИЯ (депрессия + изоляция). И первая часть экспозиции именно об этом. Внешнюю ипостась тревоги в виде гнета социальных проблем (насилие, экология, стигматизация и др.) и меняющихся социальных отношений мы назвали ИЗАЛЯЦИЯ – то есть то, что ЗА бортом самоизоляции. И об этом вторая часть экспозиции. Рассуждения наших экспертов также в той или иной мере расставляют акценты в связи с этим (не)порочным кругом. Что значит (не)порочным? Мне как куратору хотелось подчеркнуть странный, не всегда осознанный авторами морально-романтический момент, почти полностью исключивший из проблематики работ остроту моральных дилемм и порочности эпохи победившего порно.

Практически все представленные работы художников датированы ковидным 2020-м годом. Большая их часть сделана в самоизоляции, переживания которой и послужили главным материалом. Это может быть полное беспокойства «открытие заново» текучей географии домашней повседневности (Надежда Бей, Татьяна Кондратьева и их модели domestic space); «разборки» с почти сюрреалистическим микро-миром домашних вещей (Арина Карандина) и сказочных сновидений (Ирина Новикова); погружение в грезы романтической нервозности альтернативной культуры «из подкорки» 90-х (Аня Бакшаева и ее арт-книга – оммаж на песню Егора Летова); печальное возвращение к старой боли (Лилия Ким), неожиданная встреча лицом к лицу со страхом (Арина Пономарева) и «Расстройствами изоляции» (Александра Ермачкова), а также собственной нереализованной и пугающей греховной природой (Виктория Резяпова, Дарья Шульгина и др.); есть даже попытки само-терапии заточения – яркие и дерзкие у группы «18:22», аскетично-отрешенные у Дениса Уранова, методично-рефлексивные у Александры Астафьевой и Насти Чепурной.

ДЕПРЕССОЛЯЦИЯ перетекает в мир иЗАляции, который выглядит как эффектная пустеющая пред-апокалиптическая картинка кино-из-окна (Егор Бекетов); как разорванный репортаж рас(по)терянного журналиста-сюрреалиста, снятый на мобильный телефон (группа BERTOLLO); как холодный душ цифровых данных о нагревающемся социальном медиа-теле (Дарья Милюхина и Антон Сосульников); как замороженный мир невыносимых незнакомцев из родных мест (Мария Сивкова); как городская среда галлюцинаторных арт-объектов ковидного психо-урбанизма (Коля Садовик); как новый фэшн и социальная эволюция маски-шоу (Ольга Бабина); как обострившейся невроз социальных проблем – домашнее насилие, стигматизация и гендерная объективация, экологические бедствия (проекты студентов ИИК ТГУ).

Есть ли выход из (не)порочного круга тревоги? Пока не понятно. Возможно, это могло бы быть электронное мультимедийное обезболивающее (проект Демосцена). А может быть - высмеивание и отправка короновируса по почте (Александр Лимарев)? Или другой особенный взгляд на мир особенных детей (SolArt system)? Стоит задуматься и о надежде, которую дает перформативный шаманизм проекта «Discrete Therapy»!

Конечно, в понимании происходящего многое зависит от экспертного суждения. С экспертами фестиваля мы обсудим: как тревогу вокруг пандемии переживают в разных странах (проф. Николай Ссорин-Чайков, на материале глобального антропологического исследования), как художники превращают свою депрессию в творчество (Dr. Антонио Джеуза), и почему художнику не страшны тревожность и депрессия (Василий Слонов), как реклама и маркетинг работают с тревогами потребителя (Илья Бурлаков), как возвращаются к нормальной жизни люди, пережившие COVID (Татьяна Левицкая); как найти простые рецепты не поддаваться тревоге и депрессии на работе (Валерий Чемерис), как СМИ формируют нашу тревожность и причем здесь «теория заговора» (Илья Яблоков), и что вообще такое средне-русская тоска? (Дионисий Землянов).

Остается робкая надежда, что коллективные усилия участников и организаторов фестиваля помогут сформировать ту критическую дистанцию к драме уходящего 2020 года, благодаря которой может возникнуть спасительная осознанность и осмысленность, а современное искусство станет тем конструктором нового языка, эту осознанность рождающим.

Дмитрий Галкин, куратор фестиваля

Участники выставки
(развернуть)
Анна Бакшаева (Томск), Александра Ермачкова (Москва), Василий Слонов (Красноярск), Анна Шнейвас (Санкт-Петербург), Арина Карандина (Владивосток), Арсений Корешков (Астрахань), Арт-группа BERTOLLO (Новосибирск), ТО «Академия движения» (Москва-Прага-Санкт-Петербург), группа «18:22» (Томск), Денис Уранов (Москва-Томск), Диана Галимзянова (Москва), Анастасия Иликпаева (Тобольск), Егор Бекетов (Чехия), Илья Бурлаков (Москва), Ирина Новикова (Москва), Кондратьева Татьяна (Самара), Лилия Ким (Москва), Надежда Бей (Санкт-Петербург), Юлия Хищенко (Москва), Дарья Милюхина и Антон Сосульников (Москва), Елена Свешникова (Омск), Александр Лимарев (Новосибирск), Евгений Круглов (Москва), Коля Садовник (Санкт-Петербург), Любовь Назарова (Москва), Ольга Бабина (Екатеринбург), Мария Сивкова (Москва), Николай Молодцов (Омск), проект SOLART SYSTEM (Москва), Наталья Гербер (Москва), Анита Котова (Томск), Анастасия Алехина (Москва), Мария Алейникова.

Молодые художники и дизайнеры ИИК ТГУ: Арина Пономарева/Reskaro Kern (Томск), Алена Овсянникова (Томск), Татьяна Берснева (Томск), Дарья Баталина (Томск), Анастасия Ефанова (Томск), Николь Заякина (Томск), Елизавета Плавских (Томск), Полина Батурина (Томск), Полина Копытова (Томск), Виктория Резяпова (Томск), Дарья Шульгина (Томск), Маргарита Кулаева (Томск), Мария Калугина (Томск), Шумилова Валентина (Томск), Анна Никитина (Томск), Майя Мерзликина (Томск), Александра Огаркова (Томск), Алиса Чанкова (Томск), Виктория Чумакова (Томск), Любовь Кудряшева (Томск), Оксана Зюзина (Томск), Ася Сова (Томск), Анастасия Кузьменко (Томск), Татьяна Осламова (Томск), Нина Жуланова (Томск), Александра Астафьева (Томск), Анастасия Чепурная (Томск), Мария Григорьева (Усть-Каменогорск, Казахстан).

Встречи с экспертами будут проходить в онлайн формате с 25 декабря по 8 марта (Zoom, трансляция в YouTube). Подробности на сайте.

Фестиваль онлайн: Галерея «В Главном» http://tsu-gallery.tilda.ws, на сайте ИИК ТГУ IIK.TSU.RU и в группе магистратуры Art&Science https://vk.com/designtsu

Фестиваль офлайн: Галереи «В Главном», пр.Ленина 36, 3 этаж Главного корпуса ТГУ (доступ в корпус ограничен)

Координатор и арт-директор Галереи «В Главном» – Анастасия Куклина (ТГУ)
Дизайнеры – Арина Пономарева, Кристина Коновалова
Дизайн онлайн-выставки – Арина Пономарева, Анастасия Куклина
Помощь в подготовке трансляции лекций – Мультимедиа центр ТГУ

ВАЖНО! Онлайн-выставка будет дополняться. Если вы увидели ошибки/неточности, сообщите нам на почту tomsk.tsugallery@gmail.com
ДЕПРЕССОЛЯЦИЯ
Пономарева Арина | Reskaro (Томск)
"Страх", триптих, 2020
Пономарева Арина | Reskaro (Томск)
"Страх", триптих, 2020
Илья Бурлаков (Москва)
«Super Single united with Singularity», 2020. Бумага, мелки, пастель и масло.

К осени 2020 года "удаленка" стала если не идеальным, то привычным режимом. Самоизоляция показала свои плюсы и легитимизировала стиль жизни в формате Super Single. В фольклоре социальных сетей стала популярна формулировка: "Одному/одной мне и так хорошо. С тобой должно стать лучше, а не хуже". Социальная дистанция разгладила шероховатости и зазубрины дискомфорта толпы на улице, в офисе, в учебном заведении. Самовосприятие в отсутствие давления необходимости планирования своего дня и года стало менее ярким, но бескрайним и ровным. Это особенно заметно в период новогодних праздников. Путешествия все также ограничены, городские заведения и мероприятия закрыты и отменены. Индивид остался один на один с собой, временем и пространством.

Кондратьева Татьяна (Самара).
«Однушка», лайнер, бумага, 25х15
Режим изоляции повлек за собой оторванность от мира. Пребывание дома в условиях полного одиночества вызывало чувства сдавливания стен и холода, не зависящего от температуры. В данный период оставалось два выхода: увлечься мыслями наполненными тревогой, уносящими все глубже к темноте, либо наконец погрузиться в собственный мир и преобразить его, до состояния красоты и комфорта. Данный период был бесспорно сложным, но эта же сложность стала стимулом для большого роста.


Диана Галимзянова (Москва)
режиссер, видеохудожница
"Isolated", видео.
Рефлексия об отчуждении в отношениях, обострившемся в ситуации самоизоляции в период коронавируса
Isolated Space
Работа создана в VR, но для удобства размещения онлайн представлена в формате видео.
Надежда Бей (Санкт-Петербург)
Isolated Space

Эта работа была создана в период самоизоляции. В это время я, как и многие, находилась дома большую часть времени, и это был первый раз, когда я оказалась закрыта в своей квартире на такое долгое время. И это заставило меня абсолютно переосмыслить свое жилое пространство, найти в нем новое место для себя, заново познакомиться с собой, записать свои чувства, возникавшие из-за невозможности живого общения, тревожности по поводу будущего. Для создания этой работы я использовала технологию фотограмметрии, то есть создание 3D-модели из фотографий. Я сделала модель своей квартиры, а также вручную дорисовала в виртуальной реальности объемные детали, в том числе 3D-автопортреты в разных позах.
Таким образом, получилась виртуальная сцена моего дома, несущегося через космос в пустоте, и наполненного разными состояниями и мыслями, принесенными этим периодом.

Аня Бакшаева (Томск)

«Вечная Весна» (по мотивам песни Егора Летова). Книга художника, видео, апрель 2020 г.

В условиях вынужденной "само"изоляции возникают чувства угнетенности, подавленности. Ты как будто заперт в клетку. Твоя единственная связь с миром - это окно. А в нём весна!..

«Изолированная обувь. Светлое будущее». Арт-объект, видео, апрель 2020 г.

В условиях вынужденной "само"изоляции, обувь становится предметом практически не нужным и даже опасным: она стоит и манит надеть её, выйти из дома. НО нельзя! Необходимо обезопасить себя, изолировав соблазняющий фактор! А в светлом будущем необходимость в ней, возможно, совсем исчезнет.
Арина Карандина (Владивосток)
«Настольная выставка», видео.

"Настольная выставка" создана в Москве в период самоизоляции в мае-июне 2020 года. Экспонаты настольной выставки - маленькие, незначительные на первый взгляд предметы, из которых состоял предметный мир в изоляции. Но, кроме того, экспонатами в то же время являются чувства и эмоции, которые ощущались самыми важными и сильными в тот момент.



Анастасия Алехина (Москва)
Untitled 2020.
Серия объектов изготовленных из хлебного мякиша, плесени и ювелирной смолы.

Этот проект был реализован в период самоизоляции. Из-за ощущения заточения я обратилась к тюремной традиции лепки из хлеба, совместив "зоновскую" технику с символами, которые на мой взгляд отражают "дух эпохи 2020" Хлеб — символ божественного, достатка и жизни, Плесень — символ гниения с одной стороны и устойчивой жизни с другой. Корона — власть. По-разному комбинируя эти символы и сопоставляя их с новой реальностью, в которой мы оказались всем миром в 2020-ом, можно получить большое количество смыслов и ассоциаций с происходящим.

Вторая часть проекта это концептуальные украшения выполненные в той же технике. Половина денег от продажи украшений была направленна медикам, работающим с ковидными больными. Все материалы, которые были использованы в работе были найдены дома, хлеб использовался с истекшим сроком годности, потому что в стане, которая имеет опыт войны и блокады важно бережно относится к ресурсам. Подушки-подставки были сшиты из занавесок, ювелирная смола оставалась от предыдущих проектов. Из-за ограничения в передвижении доступ оставался только к товарам первой необходимости и того, что было дома.

Группа «18:22»/Ника и Аксинья Сарычевы (Томск)
"Поэзия ежедневности", 2020 г.

Продолжение серии тиражированных изданий (электронный вариант). Персональные сборники очень личных заметок, сделанные в 2020 году. Переживания, тревоги, страхи, чувства, планы, несбывшиеся мечты и надежды.

Издание Аксиньи Сарычевой.
Издание Ники Сарычевой.
Денис Уранов (Томск - Москва)

OutPost (2018-2019). Пластик. Литые фигуры

Мне интересен аскетизм, в том числе как прикладная форма протеста, осуществимая посредством банального купирования идеологических и общественных привязанностей.

В данном случае, я исследую визуальные языки, порождаемые существованием вне контекстов, когда художественная практика оказывается не столько высказыванием, сколько иммунитетом от внешних раздражителей. Попытка запечатления этого состояния воплотилась в серии скульптур, отсылающих как к тюремному, так и ритуальному искусству. Также, работая над объектами, я обозначил еще одну параллель, отталкиваясь от визуального языка многопользовательских видеоигр.

Один из факторов, которые меня интересуют, в том числе, в изобразительном искусстве — освобождение от телесной оболочки и изоляция от общественного, физического и психологического давления. Мне также интересны виртуальная реальность, медитативные и оккультные практики как способы пресечения дискомфортных и конфликтных ситуаций, связанных с пребыванием тела во внешнем мире. Мне важна ситуация, в которой искусство становится формой, изолирующей автора от материального мира: творческий ритуал является сопротивлением дискомфортным состояниям, а само произведение — последствием этой борьбы.

Попытка запечатления этого состояния воплотилась в сериях литых и деревянных скульптур, отсылающих к ар-брюту, тюремному и ритуальному искусству. Работая над проектом, я обозначил еще одну параллель, отталкиваясь от субкультуры хикиккомори и визуального языка многопользовательских видеоигр — группы объектов перекликаются построением юнитов, занявших оборонительную позицию.

ТО «Академия движения» (Москва-Прага-Санкт-Петербург).

«Не поспоришь», видео.

Каждый новый день, проведённый в четырёх стенах имеет шанс повысить чувство тревоги. С чувством тревоги не поспоришь. Вроде бы и аргументы на месте, а всё, что имеешь по итогу - руки в грязи. Проект представляет собой пластический перформанс.



Егор Бекетов (Чехия)
V
Это видео снималось как попытка переосмыслить себя, перестроить себя в условиях замкнутых 4-х стен и осознать, устремив взгляд вглубь насколько это возможно.
Ирина Новикова (Москва)

«Сон забытого человека», 2020
Отрывки памяти (фрагмент)

Дневник. Сон забытого человека

Зачем ты прячешь свои обиды под прологом ночи, тихо рыдая в звездную подушку!? Зачем ты причитаешь как маленький!? Никто тебя здесь не трогает... Это глупо и ты должен помнить о совем долге, о том что многие нехорошие люди хотят лишь причинить зло из зависти, из невозможности что-то сотворить или сделать руками, потому что не могут ничего сделать..

Здесь даже снег как пепел, он постоянно тает от своей наивности и как юнец прячется в тёмную землю прикрытую трувой, зимней и наивной как маленькие птички... Холодно и так холодно и ещё душнот о ты постоянно болеешь, болеешь свои вечным бронхитом и пытаешься сделать то что вуже много лет делаешь...

Как жаль, что земля как огненный шар, а твой мозг только смотрит своим глазницами на все живое...
Нина Жуланова (Томск)
Великая книга депрессии
Лилия Ким (Москва)

"Коллажи-птицы", 2020


Cерия коллажей #перелетныептицы. Один из коллажей "Девочка на шаре" - раскрывает заявление художника.

Печальное и ироничное действо, когда-то девочка на шаре, давно не девочка, прибавила в годах, стала женщиной, а все крутит педали на этом шаре. Грустно, что не предпринимает усилий сойти с шара, не задумалась почему и кто, с какой мыслью поставил её на этот шар. Почему эта история в её жизни продолжает место быть. Счастлива ли она, все время удерживая баланс, чтобы не упасть? Моя собственная боль - это искажённая модель поведения, которая тянется красной нитью из прошлого в настоящее, это неприятие своей сексуальности и женственности, токсичность отношений в паре «мать-ребёнок» и глобальная травматизация общества, лишенного настоящей, безусловной, материнской любви... Что с этим делать ? Обратиться к корням. Рассмотреть лица тех, кто был до тебя, и жил свою жизнь, особенно женщин, бабушек, прабабушек рода. Собирать по крупицам детали, понимать, какие истории пришли ко мне в наследство, осознавать и открывать ресурс моего рода и моей жизни.
Александра Ермачкова (Москва)
«Расстройства изоляции», 2020

На создание серии меня вдохновила самоизоляция. В самом начале карантина я бы даже не подумала, что нахождение дома сутками может вызвать какие-то трудности. Напротив, мне даже хотелось побыть дома, чтобы отдохнуть от работы и учебы, общей суеты, спокойно дистанционно доделать диплом. Но так казалось лишь на первый взгляд. Уже на вторую неделю я почувствовала неприятные ощущения: меня беспокоила неопределенность, постоянно ухудшающиеся новости и страх за близких. В серии я изобразила собственные ощущения, пережитые за время изоляции: истерика, безысходность, бессонница, подавленность.
Арсений Корешков (Астрахань)
«Тревожность», 2020

Меня часто посещает такое чувство как тревожность. Я пытался справиться с этим состоянием разными способами: прогулка, приём медикаментов, общение с друзьями. Но однажды я попробовал заняться живописью, когда меня одолевало состояние тревоги. Взяв кисть, я начал писать, и сам не заметил, как погрузился в процесс, а тревожность стала отступать. С момента написания этой картины я понял, что лучшее средство в борьбе с тревогой для меня - это живопись. Только когда я пишу, то перестаю чувствовать страх, мои негативные эмоции сублимируются в произведение искусства, мне становится легко и спокойно. То, что я написал - это и есть тревожность. Чувства, которые одолевали меня в момент приступа отразились в работе и ушли из моей головы.
Анастасия Иликпаева (Тобольск)

Область моего интереса в рамках предложенных тем - все, что помогает жить и преодолевать внутреннюю драму. Одиночество и изоляция от внешнего мира многими были восприняты остро негативно. Состояние усугубляли СМИ, интернет, поминутно транслирующие ужасающие картины почти что апокалипсиса. Общая тревожность общества зашкаливала.

Как в таком стрессе найти себя, обрести спокойствие? Как предполагается, дух и тело взаимосвязаны. Стресс ещё больше ослабляет иммунитет.

Акупунктура - иглоукалывание, снятие боли, форма альтернативной медицины. Считается, что на теле расположены точки, в которых циркулирует жизненная энергия.

Зная, в какую точку нужно поставить иглу, можно блокировать боль и улучшить самочувствие. К альтернативной медицине прибегают тогда, когда медицина как наука бессильна. Иногда эффект плацебо может подействовать и дать время на принятие решения или время переждать "бурю". В данном случае в процессе изоляции есть другая сторона, время можно потратить на принятия себя и самопознание. В серии работ содержатся призывы к самопониманию себя как целостного организма.
Татьяна Берснева (Томск)
«Теперь они живут в себе», 2020

Эта работа о влиянии самоизоляции на самоощущение художника в обществе и на восприятие его собственной художественной деятельности. О том, как самоизоляция сформировала новое общество (в узком смысле) внутри меня самой, состоящее из меня самой. Недостаточный обмен опытом с другими людьми из вне, сокращение живого общения, и как следствие, формирование неблагоприятных условий эффективности, например: неадекватное оценивание себя и результатов своей деятельности, исходя только из собственных субъективных суждений. Замкнутость, которая порождает ментальный кризис. Он в условиях самоизоляции был вчера, сегодня и будет завтра.

Юлия Хищенко (Москва)
Холст, масло. 2020

У меня депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство, а всё моё творчество наполнено рефлексией.
bonus aut malus

проект студентов Института искусств и культуры
Виктория Резяпова, Дарья Шульгина, Маргарита Кулаева, Мария Калугина


Один на один с собой и своими скрытыми пороками. Смотрю им прямо в лицо. Я предоставлена сама себе. Никто не видит меня и ничего не требует. ВчераСегодняЗавтра — один длинный день. Моя квартира стала отдельным миром для меня. А окна домов - картины в галерее, которая закрыта на карантин.

Самоизоляция в марте 2020 года раскрыла в каждом из нас то, что не имело возможности проявиться в привычной жизни. Социальная жизнь держит в узде, дома мы сами себе хозяева и судьи. Мы расслабились и стали менее критичны к своей личности, разрешаем себе больше. Границы теперь стёрты, и нужно заново решить, что хорошо, а что плохо.



Мария Григорьева (Усть-Каменогорск, Казахстан)
Данная работа была создана на основе соц. опроса, в котором участвовало 30
человек. Люди оставляли слова-ассоциации, которые возникают у них при упоминании слова «Депрессия».
Вера Адигамова (Томск)
Просто возьми себя в руки!

Инструменты: Paint Tool Sai 2, Photoshop CC
Разрешение: 4000x4000 px

Работа основана на чувстве подавленности и безнадежности, являющиеся
симптомами депрессивных расcтройств, согласно DSM-5. Все силы уходят на самые
обычные рутинные дела. Депрессивные расстройства часто не воспринимаются
серьезно, несмотря на утвержденный статус психического заболевания, их
приравнивают ко временной грусти, лени или отсутствия навыка контролировать свои
эмоции. Депрессивные эпизоды могут являться симптомами и проявлениями других
психических заболеваний, как БАР (биполярного аффективного расстройства) и
шизофрении (шизоаффективного расстройства, постшизофренической депрессии).


Анна Шнейвас (Санкт-Петербург)
«Семейный портрет», Necrostaz, 2020

В моих работах я хотела передать ощущение страха и тревоги, порой возникающих в человеке. Страх заболеть или потерять своего близкого, страх вернуться домой, где тебя ждет эмоциональное или физическое насилие. Этих страхов так много, у каждого он свой и дает о себе знать особенно сейчас, в наше "ковидное" время, когда человек социально изолирован и поневоле остается наедине с собой без поддержки и участия.
"necrostaz 1" "Семейный портрет" "necrostaz 2"
иЗАляция
Егор Бекетов
(Чехия) The Tide Beneath
Арт-группа BERTOLLO (Новосибирск)
«Неотложка», «Наукоград», «Девушка и парни в березовом лесу», «Оторваться»

Ещё не осознаём, но, возможно, случившееся, помимо нашей воли, уже безвозвратно изменило мир, а мы по инерции продолжаем жить как жили – самотёком, бесконечно выясняя отношения, отстаивая свои интересы, демонстрируя свою важность и власть.
Изоляция - вынужденная мера безопасности. Но для нас, деятельных людей, это ещё возможность остановиться, быть в тишине и уединённости. И, хочется верить, что из этой тишины появятся действия иного качества, разумные и осознанные.

Изображения выполнены в 2020 на мобильном устройстве (фото, рисунки, коллаж).

Здесь наше ощущение жизни в период пандемии.
События чаще происходят в замкнутых, стеснённых, созданных человеком пространствах. Изображения напоминают скриншоты камер слежения. Камера снимает свеху (серия «Неотложка»), такой ракурс провоцирует тревогу, беспокойство, чувство одиночества и присутствия некой могущественной сущности, наблюдающей героев. Ещё у героев почти нет персональных черт (серия «Больше трёх не собираться») – это наши сомнения по поводу преувеличенной важности личного опыта. И даже от встреч с естественной природой возникают неестественные ощущения (серия «Наукоград»).
В работе «Оторваться» есть надежда и вера в человека, что найдутся силы преодолеть сложности и выйти на качественно иной уровень существования.
Дарья Милюхина и Антон Сосульников
(Москва). Проект "In the field of Anxiety"

Работа выполнена во время самоизоляции в Москве в апреле 2020 года и представляет из себя веб сайт, который в реальном времени показывает уровень тревожности в мире.
Дарья Милюхина и Антон Сосульников
(Москва). Проект "In the field of Anxiety"

Работа выполнена во время самоизоляции в Москве в апреле 2020 года и представляет из себя веб сайт, который в реальном времени показывает уровень тревожности в мире.
Проект отображает тревожность вызванную информационным полем на сегодняшний
день.

Представленный как веб страница проект состоит из визуального и информационного
конента, демонстрирующего уровень общей нервозности в текущий момент.
Веб сервер использует открытые данные о COVID-19 чтобы рассчитать уровень
тревоги и визуально соотнести его с популярными новостными заголовками в сети
Интернет, полученными с помощью сервиса NewsApi. Проект существует в реальном
времени и меняется в зависимости от ситуации в мире.
Уровень паники изображен в виде зацикленной серии фотографий человека в
медицинских масках. Большое количество масок показывает бесполезность паники.
Количество масок, четкость, цвет и темп фотографий меняется в зависимости от
рассчитанного уровня паники.
Елена Свешникова (Омск)
«Строй», 2020

Несмотря на ковидную тревожность и общий депрессивный фон этого года, мне удалось плодотворно поработать, именно изоляция в мастерской и обрыв общения и внешних связей способствовали погружению в себя. Я занималась исследованием темы Мужское-Женское, а также темой отчуждения и одиночества человека в мегаполисе. Основным направлением стало исследование образа «мужчины» глазами женщины-художницы. Я исследовала как свое восприятие мужского тела, так и образ мужчины как героя, его роль в жизни женщины, а также его функцию и роль в семье и обществе. Мне интересно было проследить как личность конкретного человека превращается в простую функцию, стереотип общественного ожидания и трагедию личности, потерявшей свою идентичность, об этом работы «Строй» и «Ремонт фасада». Тема одиночества и отчуждения исследуется в работах «Отвернувшийся», «15 января» и других. Также, образ женщины я показываю скорее как функцию и роль ее в семье и обществе, сознательно убирая личность и скрывая ее, считаю это отражением времени.
Мария Сивкова (Москва)
"101 км", 2020

Предоставлены работы на две интересующие меня темы, связанные с явлениями, вызывающими у меня тревогу:
101-й км. Проект состоит из моих живописных и графических произведений, выполненных в форме китайских свитков. Последние 7 лет я живу в Москве, но при виде русского пейзажа, электричек, его пустотности, огромных расстояний, серых красок, на меня накатывает тоска. Для меня родной город — это олицетворение сотого километра, где я не могу находиться, поскольку впадаю в апатию, плавно перешедшую в депрессию. К сожалению, это данность нашей жизни. Есть Москва, Санкт-Петербург, а есть другие города.
Одиночество. Пожалуй, эта тема знакома многим: без людей или среди людей можно почувствовать его, словно дыхание холода на краю бездны. Оно обжигает лицо. Одиночество заставляет нас задуматься о чем-то большем, чем требует повседневная жизнь... Я считаю, что одиночество - это естественное состояние человека... Но этот феномен не изучен до конца, каждый видит и ощущает его по-своему…
Также я создала паблик в ВК, где мои знакомые пишут на темы одиночества и тревоги.
Коля Садовник (Санкт-Петербург)
«Ледяное Стерильное Теперь», 2020

Я долго думал, что можно сделать на самую главную "ТЕМУ" этого сложного года. Изначально, была идея просто физически осуществить инсталляцию в какой-либо галерее Санкт-Петербурга, поставив машину-станок по печатанию масок. Это оказалась задачей трудновыполнимой, да и как-то скучноватой.
Дальнейшие размышления (при пробежках по городу) постепенно шампанизировались в некие псевдо-галлюцинации-объекты, которые так называемое «Ледяное Стерильное Теперь» проецирует в мой личный трехмер и всеощущение ТЕМЫ достигло гиперконцентрированного наличия под языком морозной клюквенной оскомины, которая как бы пытается кварцевать настоящее... Затем было решено ввести в цикл автоматериализацию объектов «Ледяного Стерильного Теперь» в различных галереях Мира... Специально для пространства галереи «В Главном» я сделал интерпретацию объективированных таких ощущений. Также, концепция «Ледяного Стерильного Теперь» раскрывает стерильность в воспоминаниях-исторических связях.

Работы: Дирижабль, Объект 7, Брюхо дирижабля, Ну так, ТСС ШШШ, Огнище беру, Объект 5, Адам, Мороз 1812, Главное в галерее «В главном».
Место женщины
Проект студентов Института искусств и культуры: Полины Батуриной, Полины Копытовой, Елизаветы Плавских

Авторы исследуют тему женской объективации.
Грань
Проект студентов Института искусств и культуры: Алисы Чанковой, Александры Огарковой, Майи Мерзликиной


Проект посвящен экологической катастрофе на Камчатке. В начале октября 2020 года в социальных сетях начала распространяться информация о том, что на Камчатке в Тихом океане случилась экологическая катастрофа — вода отравлена химикатами. А знаменитая среди туристов бухта оказалась усыпана трупами обитателей океана, вода окрасилась в желтый цвет. Авторы проекта художественно переосмысляют сложившуюся экологическую проблему.
Ольга Бабина/Russian krasa (Москва)
Проект "Мы в будущем". Серия цифровых коллажей на тему будущего после пандемии.
Николай Молодцов (Омск)
Данные работы - попытка осмыслить состояние депрессии и преодолеть его через форсированный цвет, через гармонию тёмных и ярких цветов, как символ «чёрного и белого» в жизни.
Александр Лимарев (Новосибирск)
Вашему вниманию представлены 4 листа авторских почтовых марок (artistamps), отражающих проблему опасности распространения вируса Covid-19 (пандемии). Через простые знаки (образы, символы) раскрывается тема происхождения, распространения, опасности заражения, вирулентности, борьбы за выживание, профилактики и т.п.
«Discrete therapy», 2020

Участники первых сессий: Владислава Березина, Марина Блинова, Анастасия Короткова, Евгений Круглов, Святослав Олейник, Мария Романова, Алексей Шульгин.

В эпоху глобализации пандемия выявила хрупкость традиционной модели построения отношений и уязвимости нашей привычной среды. Сегодня, в интернет пространстве и в условиях социальной незащищенности, мы находимся в поиске нового языка для безопасного совместного взаимодействия. При построении актуальной системы обмена эмоциональными переживаниями, мы обратились к музыкальной импровизации, как к наиболее древнему типу музицирования. Переосмыслив это явление и применив имеющейся опыт на наши реалии, нам удалось выявить терапевтические аспекты импровизационного акта, в котором образ музыканта(композитора) окончательно растворился в потоке сетевого звучания.
Отдавая контроль стороннему интерфейсу, мы обретаем коллективную и творческую свободу от различных диктатур. Интуитивное взаимодействие, устанавливающаяся в процессе музыцирования, не только отрицает идею авторства как такового, но и ставит под вопрос качества, которыми наделен зритель. Каждому участнику сессий предлагается принять на себя роль одновременно музыканта, и чуткого слушателя. Стараясь подстроиться под общую атмосферу импровизации, участник намного глубже понимает процесс, чувства и тонкости каждого отдельного жеста. Недоступность профессионального музыкального оборудования является ограничением, которое способствует широкой интерпретации самого понятия инструмент, ведь в условиях импровизации им может оказаться что угодно от листка бумаги до собственного тела.
Любовь Назарова (Москва). "Шашлык из короновируса". Акрил, бумага

Эта работа была написана в мае, когда мы привыкли отдыхать
на природе и жарить шашлыки, но были лишены этого. Поэтому я мысленно делала его из короновируса, как символа скорейшего завершения пандемии и возвращения к
нормальной жизни.
Мария Алейникова/ВЗАКУСЬ
МАМА СКАЗАЛА ЖДАТЬ ЕЕ ЗДЕСЬ (виртуальные коллажи)

Ух, не только год 2020 оказался сложным, душащей оказалась вся жизнь после детства. Но я не унываю и Вам не советую. Иногда грубо, но всегда с любовью и добром в сердце я пытаюсь показать сказку радости. В этом мире снов, лесных битв, неясных существ и есть настоящая жизнь, коей не хватает. В мире по ту сторону экрана (реальном мире), я - будущий геолог, а в моем мире я - главный герой, которого окружают драконы, меня кружат в хороводах. В мире детства я не одинока. Меня не бросили, а просто потеряли в мясном отделе. Наступит время, и родители обязательно меня найдут. И все снова будет хорошо.
«SolART system» (Москва)
Это проект, собравший в себе работы особенных детей. Это настоящие художники, которые годами учатся рисовать и создают очень яркое и необычное искусство. Это время — тяжелое для нас всех, обычных людей. А для особенных людей — вся жизнь, в целом, непроста. Они сталкиваются с трудностями уже с самого рождения, они привыкли бороться, им приходится быть сильными. Во время пандемии, эти детские, яркие, даже наивные, рисунки становятся кусочком счастья и безмятежности. Они будто не обращают внимания на происходящее и продолжают светить своим теплом.

Подробнее о проекте здесь.
Публикации/исследования
В этом блоке мы предлагаем вам познакомиться с текстами, посвященными проблематике фестиваля.
Статья "И никогда не умереть: студенты и суицид". Автор: Котова Анита, Томск

Статья "Путь героя: инклюзивный голливудский сценарий выхода из психосоматики в эпоху COVID-19". Автор: Наталья Гарбер, Москва


Публичная программа
Хэдлайнеры и эксперты фестиваля
Антонио Джеуза
Искусствовед, куратор ГМИИ им.Пушкина, Москва;
Василий Слонов
художник, Красноярск;
Николай Ссорин-Чайков
Антрополог, профессор НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, главный редактор журнала EASA Social Anthropology;
Татьяна Левицкая
Клинический психолог, доцент ТГУ, Томск;
Илья Яблоков
Историк, медиаэксперт, лектор University of Leeds, Лидс;
Илья Бурлаков
Маркетолог, партнер Banana Trends, Москва;
Валерий Чемерис
Бизнес-консультант, Санкт-Петербург;
Дионисий Землянов
Православный священник, Томск.
Антонио Джеуза, искусствовед, куратор ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Антонио Джеуза, онлайн-лекция "Тревога и депрессия в современном искусстве"
Открытие первого фестиваля арт-антропологии "Depressed_Fest"
Дискуссия с Валерием Чемерисом «Что я вообще здесь делаю? Депрессивная атмосфера в организации и повседневной жизни»;
Дискуссия с Николаем Ссориным-Чайковым «Тревога и биополитика: сравнительные антропологические исследования глобальной пандемии».

Дискуссии ведет куратор фестиваля, профессор, д-р филос. наук Дмитрий Галкин.

При поддержке
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website