Выставка книги художника Евгения Стрелкова (Нижний Новгород)
Кураторский текст
Выставка посвящена гибридам: болезненным и пугающим, изумляющим и обнадеживающим – словом, разным. Иногда графические гибриды художника Евгения Стрелкова – знаки, отмечающие наступление эпохи нейро-компьютерных симбиотов и генетических химер («CyberNeuruFauna»). А иногда – следы неразумного соединения разных сущностей, как в проекте, посвящённым превращению реки Волги в цепь озёр («Сирены: Каскад»). Выведенные (или найденные) художником гибриды – повод для размышления о внедрении нового в традицию, будь то начала психологии эпохи Просвещения («Эпициклы...») или нынешние практики нейрогенетики («Мушиный квартет»). А создание звучания за счёт оцифровки движения мух-дрозофил («Аудиобинокуляр») – что это как не расширение зоны человеческого? Или совсем другая история, связанная с дрозофилами – коллажи на тему первых исследований радиоактивных мутаций («X-factor»).
Все эти шесть проектов выполнены в формате стандартного монохромного альбома в технике шелкографической печати и объединены в продолжающееся издание – альманах «Ч/Б». Часто такой альбом включает медиа-компоненту в виде графического звука – тоже своего рода гибрид, аудиовизуальный. Отдельный блок на выставке представлен триптихом «Третья идея», отсылающим к Советскому атомному проекту и к фигуре Андрея Сахарова. При разработке водородной бомбы в 1950-е годы на закрытом научном полигоне Арзамас-16 на месте Саровского монастыря была сформулирована «третья идея». Именно так засекретил её в своих дневниках один из главных разработчиков бомбы, академик Сахаров. Суть «третьей идеи» – использование мощного рентгеновского излучения атомного взрыва для запуска термоядерной реакции в бомбе. В результате серии модельных подземных взрывов на полигоне был повреждён и вскоре разобран Успенский собор бывшего монастыря, иконостас собора был уничтожен. Словно просвеченные рентгеном иконные фигуры архангелов и пророков – отсылка к драматичной истории создания водородной бомбы.
Евгений Стрелков – поэт, эссеист, редактор, графический дизайнер, современный художник, художник лэнд-арта, куратор. Главный редактор литературно-художественного альманаха «Дирижабль».
При поддержке магистратуры «Art&science: Искусство. Дизайн. Технологии».
Фотографии с открытия выставки. Автор - Лукия Мурина
Выпуск медиа-проекта "Художник - ты что?" с Евгением Стрелковым здесь.