Андрианова Арина (Москва). «Предновогоднее волшебство», 2021 г., объект Вынужденное постоянное нахождение на самоизоляции дало возможность более тщательно посмотреть и оценить те места, где мы живём. Жизнь сконцентрировалась в этих локациях. Панельки и «пятёрочки» возле дома. Что тебя окружает — тем ты и становишься. Вот попробуй обнаружить во всём этом эстетику и красоту. На этом фоне становится грустно наблюдать умирание и снос старинных русских построек. Они как олицетворение наших традиций. Ненужные и забытые. Периодически я люблю гулять на развалинах старых домов. В одну из таких прогулок я обнаружила этот пенопласт, который и добавила в банку как снежок. Банка же сделана по типу сувенирных снежных шаров, производимых к Рождеству и Новому году. Эдакий современный русский народный Snow Globe. С наступающим! Токсичная позитивность — это уход от правды, это таблетка, снимающая симптомы, но не позволяющая справится с болезнью(страхом). Я предпочитаю правду, какой бы она не была. Чтобы справится со страхом — нужно смотреть ему в лицо. И это единственный способ. Только тогда можно найти в этом что-то действительно смешное. |
Пузырева Анастасия (Томск) «Осторожно: дистанции больше нет», 2021 г., объект Эти два года кардинально изменили нашу жизнь. Дистанционная работа/учеба, самоизоляция, закрытые кафе, торговые центры, кино, театры сузили нашу среду обитания до простейшего маршрута — от дома до продуктового магазина и обратно. Теперь наш мир сжался до размеров квартиры. И здесь, как один из вариантов развития событий, вполне возможен такой сюжет, когда, живя в своем маленьком мирке, забываешь про настоящий, несколько отдаляешься от него. Видя мир не дальше собственной квартиры, ошибочно начинаешь считать, что жизнь под твоим контролем и все, в общем-то, не так уж и плохо. Отчего сегодня хотелось бы отстраниться и забыться? От опасного вируса? От неравенства и бедности? От живущих где-то рядом с нами потенциальных террористов? От экологических бедствий? От преследующих нас везде систем надзора и слежения? Родные стены — неплохое убежище. Свой проект я посвящаю идее дистанцирования. Между нашим персональным миром и миром окружающим существует дистанция. Так было всегда, но в последнее время она заметно увеличилась. Но что будет, если ее стереть? Что, если в нашем мирке будет происходить то же самое, что происходит в большом мире? Макет – модель, предварительный, пробный образец чего-либо. И в этом смысле такое воплощение моему замыслу подходит как нельзя лучше. Это не настоящая квартира, а лишь собирательный образ того, что может ей стать. И нам вовсе не обязательно погружаться в эту атмосферу тревоги и незащищенности. Мы можем посмотреть на нее со стороны, свысока, как на кукольный домик. Но все равно, каждый о своем, но чем-то задуматься. |
Бакшаева Анна (Томск) «Они наблюдают», 2021. Холст, масло 100х120 см. Искусство — не таблетка от кашля! Искусство никому ничего не должно! К чёрту токсичную позитивность! Хватит спать! Будьте смелее! Посмотрите в глаза тем, кто смотрит на вас через ваши посты в соцсетях! Посмотрите в глаза вашим страхам! Можете отстраняться сколько угодно — бесполезно! Они наблюдают! Они всегда наблюдают! Слушайте своё сердце! Чувствуйте! Соотносите! Принимайте! Автор использует в своём проекте композицию Егора Летова «Они наблюдают». Пройдите по ссылке и нажмите воспроизведение звука: https://www.stqr.ru/38667-1-092 |
Деревянкина Элина, Тимко Полина (Томск) "Отложи грусть на потом", 2021 г., живопись Наша работа указывает на проблему фальшивых эмоций, а именно, на болезнь невыраженных чувств, которая очень актуальна в наше время. Как же она развивается, что провоцирует эту болезнь? Начнем с детства. До определенного возраста дети свободно используют тело для выражения какой-либо эмоции. Рассержен ребенок, доволен или обижен — легко понять, просто взглянув на него. Однако, во время взросления, ребёнок остро нуждается в науке обращения со своими эмоциями и переживаниями, а этого знания ему ни родители, ни социум не предлагают. Взросление сопровождается наложением множества запретов, например, на открытость чувств, на переживание горя, на выражение "отрицательных" эмоций. С этого все и начинается. Далее общество начинает навязывать человеку, что показывать свои настоящие эмоции — это не совсем нормально. А если уж человек открыто показывает, что у него проблемы, выражая свои плохие эмоции при людях, в ответ он обязательно слышит слова такой "поддержки", как например: -"Успокойся, все хорошо."; -"Хватит грустить, все наладится." Такие, якобы позитивные и поддерживающие высказывания приводят к тому, что человек вместо того, чтобы выплеснуть свои эмоции тем способом, какой подсказывает сам организм (будь то слезы, крик или злость), начинает сдерживать все в себе и делать вид, что все хорошо. И тогда уже человек не может быть искренним с людьми, ему приходится надевать маски. На это уходит огромное количество сил и энергии. В результате проявляется хроническое состояние усталости и бессилия. Наши чувства — это один из важных способов проявления души. Невыраженные чувства приводят к накоплению их в теле и как следствие – к заболеваниям. В нашей работе взрослый человек, надевающий на ребёнка маску, символизирует общество, навязывающее важность скрытия искренних эмоций. Предупреждающие таблички на заднем плане объясняют, какие маски использовать можно в обществе, а какие нет. |
Савельева Анна (Москва) «Омут», 2021 г., живопись В своей работе я показываю смешение токсичной позитивности, в виде яркого розового цвета, и жесткой реальности, которая показана холодными хаотичными волнами-мазками. Существа (люди), попавшие под влияние навязчивого оптимизма, окрасились в лживый розовый цвет, но пытаются выбраться из этого омута к яркому белому свету истины в середине холста. Символом прозрения здесь является существо с лишь одним открытым оком на лбу, которое смотрит сознанием, а не глазами. |
Петрова Надежда (Москва)
«Токсичные кружева. Борщевик», 2021 г., фотообои
Фотообои, мерч работы «Токсичные кружева. Часть третья: Борщевик». При создание, как оригинальных кружевных полотен, так и мерча мне рисуется человек, который насытился радостями интернет пространства, ушел в свой собственный эскапизм в виде плетения кружева, но все равно находящийся в зоне досягаемости информационного потока, образы которые рождаются в его голове: микс его собственных переживаний и медийных проблем. Мерч-фотофиксация — это пандемический квази стрит-арт, когда нет не города, нет стен, нет улиц, есть только пространство леса, где нет людей и нет зрителей. Наш герой развешивает свое кружевное полотно, делает его снимок и отправляет в тот самый инстаграм из которого пытался сбежать, получает комментарии, что кружево похоже на пиксель-арт и как будто в фотошопе вклеено, герой расстроен: он бежал от дигитального мира в мир рукоделия, но в итоге повторил компьютерную реальность аналоговыми действиями.
«Токсичные кружева» — это серия кружевных полотен, изображающая различных яды, как в прямом смысле (растения, насекомые), так и в психологическом и социальном плане (фобии, токсичная маскулинность, действия власти), как взаимодействовать с этими ядами, как бороться, как смирятся, размышляю об этом с помощью медитативного кружевоплетения.
Антипина Дарья, Кобицкая Вероника, Шмигельская Екатерина (Томск)
«Я и есть природа», 2021 г., инсталляция
В условиях пандемии внутренние проблемы и травмы стали более яркой частью нашей реальности. Не все готовы разрешать их, и выбирают путь эскапизма, часто уходя в интернет-пространство, только чтобы перестать чувствовать боль. Мы хотим показать, как можно прожить это иначе.
Нас вдохновили художники, которые увидели в Природе ключ для выражения своих идей, состояний, мыслей. Наша инсталляция стала отдушиной для нас, авторов, и в то же время воплощением того прекрасного, что мы могли создать только вместе. Это одновременно и личная история переживания и проживания. А также наше искреннее высказывание о том, что только принимая себя, свои эмоции и состояния, принимая свою Природу, у нас появляется возможность понять других. Но природа — это не только мы. Корни её в земле, камнях, цветах, деревьях… Природа исцеляет, взаимодействуя с ней, мы становимся мудрее и целостней. Мы учимся принимать Природу разной — радоваться солнцу, но также любить и дождь. Это то, что мы можем попробовать полюбить в другом человеке: не только его улыбку, но и его слёзы.
Ануфриева Анна, Репрынцева Ксения, Гембух Мария, Коваленко Софья (Томск) «Не всё ЭКО что кажется» , 2021 г., объект Экологическая осознанность - модный тренд сегодняшнего дня. Наверное, вы знаете, что многоразовая хлопковая сумка или шопер - это экологичная замена пластиковому пакету на кассе? Но знаете ли вы, что один шопер из хлопка нужно использовать 20 000 раз, чтобы компенсировать затраченные на его производство природные ресурсы? Это равносильно ежедневному его использованию в течение 54 лет. Такие шоперы часто бесплатно раздают на выставках и мероприятиях, и большинство из них вместо ежедневной службы на благо экологии, просто пылятся в шкафу. И если у вас, к примеру, не один такой шопер, а уже целых пять, то вам понадобиться 270 лет, чтобы оправдать их производство... *данный арт-объект изготовлен из эко-сумок и шоперов не нашедших применения у своих владельцев |