29 декабря 2023 -15 февраля 2024

"Sensum de Elementum"

отчетная выставка участников
Лаборатории искусства свободных стихий
Александра Пономарёва
29 декабря 2023г. Томский государственный университет (Институт искусств и культуры) и Сибирский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открыли выставку «Sensum de Elementum» Лаборатории искусства свободных стихий Александра Пономарёва.

В основе проекта — оригинальные произведения молодых художников — студентов ИИК ТГУ, сделанные в рамках Лаборатории искусства свободных стихий под руководством одного из самых известных современных российских художников Александра Пономарёва.

Лаборатория начала свою работу в марте 2023 года в рамках масштабного сотрудничества ТГУ и ГМИИ им. А.С. Пушкина как междисциплинарное творческое и образовательное пространство на пересечении современного искусства и науки. Деятельность лаборатории нацелена на формирование творческого сообщества, развитие новых форм образовательного процесса в области искусства и дизайна и нового типа мышления, объединяющего искусство и науку, а также на распространение современной культуры в регионах Сибири.

Несколько месяцев более 20 молодых авторов вместе с российским художником с мировым именем разрабатывали и оттачивали свои художественные идеи, связанные общей философской темой стихий. Итоговая выставка стала уникальным исследованием, вдохновившим студентов на размышление о сущности свободных стихий, проявляющих себя в природе, психической жизни человека, процессах познания, социальной среде современного города. И если творчество Александра Пономарёва сосредоточено главным образом вокруг стихии океана (художник постоянно работает с учеными-океанологами), то участники его лаборатории размышляют о стихиях в более широком контексте. Силы природы, таинственные ритмы города и личные переживания человеческой души воплотились в разнообразных формах искусства. Это коллективное исследование позволяет каждому посетителю задуматься о собственном восприятии стихийности.

Руководитель проекта — Дмитрий Галкин (ТГУ)
Руководитель лаборатории — Александр Пономарёв (Москва)
Координаторы проекта — Елена Протасова, Алёна Ясюкевич, Дарья Дзюбо (ТГУ)

Участники выставки
Коновалова Кристина — «Глубина», Бедарева Анастасия, Ивушкина Екатерина,
Андреева Анастасия, Читнаева Оля — «НаСЛЕДие», Берснева Татьяна, Баркова Дарья — «Следственный эксперимент», Яковлева Валерия — «Слепой человек внутри стихий», Крафт Юлия — «Душа стихий», Виноградов Ярослав — «Небесный Город "Камелина"», Курган Екатерина, Гринин Семён, Суковатцына Екатерина, Белянина Евгения, Трабаева Дана, Кутергина Снежана — «Тепло», Тупицина Анастасия — «Эфирополь», Бархатова Тамара, Добчинская Валерия, Любимова Дарья, Шадрина Анна — «Пирóлиз», Александер Алёна — «Ледоход», Георгий Хайбулин — платье из коллекции «Florum», Смешко Лолита — «Искусственный отбор», Злобина Полина, Борисенко Алина, Назарова Валентина, Прокопьева Юлия — «Голоса свободных стихий», Харитонова Анита, Краснянская Екатерина — «Исхожено», Макерова Таисия, Лисьева Анастасия — «Взгляд внутрь», Кексель Ирина, Ярославцева Анастасия — «Абсурд огня и пламени», Елисеева Ева — «Медийные стихии», Баршатова Алина — «Темперамент», Украинская Дарья — «Стихия наук», Нестеров Андрей — «Судьбы творчества», Сантурова Марина — «Энтропия и гармония».
Коновалова Кристина
«Глубина» / «Caverna», «Profundum», «Intus»
Не многие люди бывали в пещере. Спелеотуризм опасен, сложен, требует специальной подготовки, и в целом кажется не очень привлекательным. Одно дело подняться на вершину горы и любоваться видами, просторами, и другое - спуститься к основанию горы, где темно, сыро, грязно, узкие ходы. Пещера - это скрытая стихия, у нее есть свой цикл жизни, они рождаются, изменяются, дышат, и постепенно увядают. Натечки, каролиты, гребни, сталактиты, сталагмиты и сталагнаты, сочетание разных пород, высокие своды гротов, подземные озера и реки. Скрытая от посторонних глаз внутренняя ценность.

Также и внутренняя скрытая сила человека, внутренний огонь, определяющий его, позволяющем ему делать выбор, принимать решения и действовать. Это сокрыто от посторонних глаз, доступно не всем, и при всей экстравертности человека - внутри кипит жизнь.
Бедарева Анастасия, Ивушкина Екатерина,
Андреева Анастасия, Читнаева Оля
«НаСЛЕДие» / «Homo consumens»
В погоне за комфортом и упрощением существования, человечество сегодня пришло к культуре одноразовости. Гораздо проще выкинуть одноразовую салфетку для пыли, чем стирать многоразовые ветоши, выкинуть лёгкие пластиковые вилки и контейнеры, вместо того чтобы мыть и много раз использовать тяжелую посуду из стекла, керамики и железа.

Теперь, когда для большинства людей всё находится в лёгком доступе, а одну вещь можно быстро заменить другой, люди не задумываются о том, куда попадает всё, что они использовали и выкинули. В проекте мы использовали мусор, собранный в течении недели пятью людьми разного возраста. Для визуальной наглядности мы изобразили каждого из людей с помощью отпечатков тех предметов, которые он утилизировали. Портрет, складывающийся из мусорных отпечатков, олицетворяет «след», оставленный каждым из наших испытуемых. Всё что вы видите, человек оставляет лишь за неделю. А сколько всего мы оставляем за жизнь?

Берснева Татьяна, Дарья Баркова
«Следственный эксперимент» / «Investigatio experimenti»
Художественное осмысление возможностей стихии, взаимодействие человека и природы / натурального и рукотворного. Важная художественная задача - определить кто или что является инструментом творчества, каковы границы неконтролируемого творческого процесса (без вмешательства человека -посредника).

Взаимодействие и сотворчество двух разных художников рождают новые темы для постосмысления художественного исследования - следственного эксперимента, а также способствует возникновению побочных художественных единиц, представленных в экспозиции.
Яковлева Валерия
«Слепой человек внутри стихий» / «Obscuritas»
Стихии – некая сила, с которой мы живем внутри себя. Я выделяю стихии: земли, огня, воздуха и воды. Тьму я выделяю как 5 элемент, потому что с ней знаком каждый. На протяжении жизни мы видим, чувствуем, ощущаем стихии не только вокруг нас, но и внутри.

Только слепой человек живет всю жизнь с темнотой, а мы встречаемся с ней лишь иногда. Поэтому цель перформанса показать, как тело человека с закрытыми глазами может вести себя в пространстве и реагируя на стихии. Также связующим элементом выступает чайник, который выступает метафорой человека, соединяющего в себе 4 стихии.
Крафт Юлия
«Душа стихий»/ «L ' anima delle elementi»
Данный проект показывает, что частичка каждого из этих могучих существ присуща и нам. Нам не нужно идти против нашей сущности, а принять эти стихии в себе.
Виноградов Ярослав
«Небесный Город "Камелина"»/ «Caelestis Civitatis «Camelina»
Концепт Небесного Города, который символизирует новую стихию, созданную человеком - Синтетический Мир.
Курган Екатерина, Гринин Семён, Суковатцына Екатерина, Белянина Евгения, Трабаева Дана, Кутергина Снежана
«Тепло» / «Caldor» / «Homo electricus»
Для современного человека электричество стало энергией, полностью обеспечивающей жизнь. Мы зависим от этой энергии, как когда-то жизнь древнего человека зависела от огня. Тепло, пища, освещение, общение, развлечения, не говоря о технологиях и работе всех устройств сегодня немыслимы без электричества.

Современный человек встраивается в электрическую систему, сам превращаясь в механизм.
Тупицина Анастасия
«Эфирополь»
«Эфирополь» — волшебный снежный шар и новогодняя игрушка, которая отражает палитру эмоций людей в мегаполисе, характерных в праздник Нового года.

Каждый цвет в этом удивительном "шаре" воплощает эмоции в канун праздника: жёлтый — радость, синий — одиночество, зелёный — суету, а красный — тревогу.
Бархатова Тамара, Добчинская Валерия,
Любимова Дарья, Шадрина Анна
«Пирóлиз» / «Pyrolysis»
В наше время мусор стал новой неуправляемой стихией. Наличник, созданный из отходов, показывает современную проблему растущего избытка неперерабатываемого сырья. Монументальный образ олицетворяет происходящее с миром и в частности с Томском.

В проекте "Пиролиз" мусор это не только символ современной культуры потребления, но и символ выкинутой на свалку истории.
Александер Алёна
«Ледоход» / «Motus glaciei»
Многие люди страдают в своей жизни в погоне за благами цивилизации, забывая жить и радоваться окружающему миру. Поэтому, автором было принято решение создать капсулу времени, в котором будет помещена картина "ЛЕДОХОД".

Ледоход Томи напоминает быстротечность жизни человека и растворение его со временем. Ледоход Томи завораживает и в нем можно увидеть красоту обычного течения жизни.
Георгий Хайбулин
Платье из коллекции «Florum»
Платье из коллекции "FLORUM", лето 2025, в основу создания данного платья и коллекции легла философия: Человек покупает одежду, носит ее, а затем выкидывает и она разлагается, превращаясь в удобрение для почвы из которого растут растения.

Таким образом происходит цикл "Одежда, как и человек, с течением времени становиться частью природы".

Смешко Лолита
«Искусственный отбор» / «Artificialis lectio»
Уничтожение в огне деревянных домов в самом центре Томска. Что происходит? Почему так много возгораний?
Умышленные поджоги? Поджоги ради чей-то выгоды (самоподжоги)? Неисправность и неправильная эксплуатация отопительных или электрических приборов? Или неосторожное обращение с огнем?

Но так или иначе, в Томске пытаются сохранить деревянное зодчество. Есть очень красивые и отреставрированные дома. Но во многих районах стоят сгоревшие пустующие дома. Что же будет с ними? Новые жилые микрорайоны? Или так все и останется? А вдруг рано или поздно исторического города уже и не останется и будет современный город?
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website