27 октября-6 декабря, 2018
Томск, ты как?
Галерея «В Главном» была открыта 27 октября 2018 выставкой-размышлением о городе и художнике внутри него.
Концепция проекта
Название выставки - аллюзия на стихотворение Велимира Хлебникова «Москва, ты кто?» (1921), в котором поэт-авангардист задает свои главные вопросы столице и сам же придумывает ответы-образы. «Москва, ты кто? Чаруешь или зачарована? Куешь свободу иль закована?…». Кураторы проекта вслед за великим русским поэтом предлагают томским художникам вступить в подобный поэтический диалог со своим городом. «Томск, ты как?» – это эксперименты с современной поэтикой и художественным языком в поисках культурной идентичности; попытка разобраться с тем, как современные художники мыслят себя в категориях «глобальное/локальное» и идентифицируют свою «томичность».

В современном художественном мире поиск идентичности тесно связан с процессами глобализации, которые диктуют нечто вроде универсальных «стандартов» в создании произведений современного искусства. Нередко естественным ответом на это становится обращение к «корням» - поиск локальной, географически определенной привязки «к местности», без которой глобальность кажется пустой, а собственная идентичность и принадлежность художника незаслуженно забытой. Глобальное перерабатывается в локальное образуя вектор глокализации, которые в сфере современного искусства предполагает глобальную рефлексию через локальную идентичность художника.

В галерее «В Главном» экспозиция проекта «Томск, ты как?» включает в себя произведения современных томских художников. В ностальгической серии «Наше красочное прошлое» Николай Исаев рассказывает свою историю, где главный герой – город Томск. Творчество Лукии Муриной представлено объектом «Индустриальный забор», который приглашает нас в индустриальное настоящее города. Также художники предоставили совместный акционистский проект «Сжечь нельзя сохранить», направленный на сохранение и популяризацию культурного наследия. Тема культурного наследия продолжается в одной из работ Мити Главанакова «Жжем как дышим». Экспериментальную часть выставки составляют объекты и рисунки Аксиньи Сарычевой, скульптура «Венера в снегах» Наташи Юдиной, видео-документации художественных акций и проектов арт-группы «Сну-сну» и арт-группы «Вывоз снега».

Часть работ были представлены в рамках выставки «Томск в разрезе» в пространстве завода «Сибкабель» (сентябрь 2018). «Томск, ты как?» - первый выставочный проект, реализуемый в галерее «В Главном» и является официальным началом ее работы.

Кураторы проекта: Анастасия Куклина, Яндулов Кирилл
Техническая подготовка экспозиции: Михаил Казанцев
Дизайнер: Лиза Пиляй
Руководитель проекта «Галерея «В Главном»: Дмитрий Галкин

Работы художников
Аксинья Сарычева, "Объяснительная", 2018.
Документация проекта, представленного на выставке «Томск в разрезе» на Сибкабеле.

Аксинья Сарычева – живописец, график и перформер; участник фестивалей Нового искусства (Томск) и «Тезисы» (Кемерово), Уральской индустриальной биеннале современного искусства и Красноярской музейной биеннале современного искусства (2017). В 2016 году на своей первой персональной выставке «Вещь» художница продемонстрировала живопись за три года и 691 рисунок за период чуть больше года. А. Сарычева придерживается перформативного метода создания произведения, ее девиз – ни дня без рисунка.

«Для выставки я сделала фотографии в цехах Сибкабеля, на основе
которых должны были быть нарисованы графические работы. Накануне подготовки проекта, я уронила телефон в унитаз и вся информация, включая фотографии, была утеряна. Материала для работы нет, времени – тоже. Сделала работу про отсутствие работ в виде объяснительной, в следствие чего, начальство Сибкабеля решили, что это реальная объяснительная и работать с ними я больше не буду. Кое-как удалось доказать, что эта объяснительная и есть работа. Здесь, для выставки «Томск, ты как?» предоставляю документацию инцидента на Сибкабеле и сообщаю, что «Томск в разрезе», и я не знаю, что с этим делать», - Аксинья Сарычева.




Аксинья Сарычева, "Объяснительная". Автор фото: Павел Рыскаленко


Николай Исаев, "Наше красочное прошлое", 2018
Графическая серия.

Вся творческая деятельность Николая Исаева связана с художественным исследованием городского ландшафта одного города – Томска. Постоянная фиксация современного городского пространства в графических зарисовках и живописных полотнах тесно связана с исследовательской работой. Работая над серией «Наше Красочное Прошлое», в которой Томск показан в советское время, он изучил сотни фотографий и документальных источников. Результатом этой работы стала серия ностальгических рисунков цветным карандашом и масляной пастелью: широкие свободные улицы, советские вывески, троллейбусы того времени, плакаты с советской символикой и первомайские демонстрации. В рисунках небольшого формата, эстетика которых близка графике советского художника Анатолия Кокорина, автор играет с деталями, чем подчеркивает документальность сюжета, работает так, как будто был свидетелем той эпохи. На самом же деле он рассказывает свою историю, где главный герой – город. В этой серии ностальгия не по советскому времени, а по тому каким было городское пространство Томска.

Текст: искусствовед Лукия Мурина


Лукия Мурина, "Индустриальный забор", 2018
Объект.

Лукия Мурина – график и искусствовед, автор критических публикаций и лекций о современном искусстве Сибири. Куратор выставочных проектов. Ее работы находятся в коллекции Томского областного художественного музея и частных коллекциях России. В своем творчестве художница исследует современный индустриальный ландшафт. Расширение спектра приемов, поиск авторских решений ведет Л. Мурину к новой, исключительно художественной
интерпретации индустриального пейзажа. В объекте «Индустриальный забор», представленном на выставке «Томск, ты как?» Лукия Мурина играет с масштабом, абстрактным образом современного завода, поэтизирует промышленную архитектуру и ее взаимосвязь с пространством. Близкое восприятие индустриального объекта позволяет художнице уйти от социальных, общекультурных и иллюстративных контекстов постиндустриального и информационного общества.

Лукия Мурина, "Индустриальный забор". Автор фото: Павел Рыскаленко

Лукия Мурина, Николай Исаев, "Сжечь нельзя сохранить", 2013-2018
Акция.

«Сжечь нельзя сохранить» – это художественная акция, проходящая в городе Томске с 2013 года, направленная на сохранение и популяризацию культурного наследия. Идея заключается в создании трафаретов с изображением несохранившихся домов со слоганом акции «СЖЕЧЬ, НЕЛЬЗЯ СОХРАНИТЬ» – где запятая подчеркивает безразличие администрации к критической ситуации, которая происходит в городе и надписью: «ПОМНИТЕ, ЗДЕСЬ БЫЛ Я!».

Созданию каждого трафарета предшествует большая исследовательская работа для определения объектов – изучение документальных и изобразительные источников для достоверного воспроизведения каждого дома. Трафарет отрисовывается и вырезается вручную. Каждый из них демонстрирует уникальный облик архитектурного объекта. Трафарет располагается на ТРОТУАРЕ рядом с местом где находился дом.

На сегодняшний день художниками создано 13 трафаретов, но это лишь небольшая часть утраченного наследия. Проект «Сжечь нельзя сохранить» известен за пределами Томска и уже привлек внимание исследователей урбанистов. Символом акции является трафарет с изображением деревянного наличника, сопровождающийся надписью: «Сжечь нельзя, сохранить» и наносится рядом с домами, находящимися в плачевном состоянии, но которые еще можно спасти.

Лукия Мурина, Николай Исаев, "Сжечь нельзя сохранить". Автор фото: Павел Рыскаленко

Наташа Юдина, "Венера в снегах", 2018
Скульптура, гипс.
Скульптур: Владимир Романов.


Наташа Юдина – представительница «сибирского романтического концептуализма». Разрабатывает собственную мифологию «Страшные сибирские сны», обыгрывая метафору жизни в холодной сибирской глубинки.

Идея данного проекта представляет собой скульптуру под названием «Венера в снегах». В ее основе – сибирский мифологический сюжет: древнегреческая скульптура Венера, путешествуя по Сибири, оказалась в Томске морозной зимой, заблудилась, замёрзла, обледенела и осталась здесь навечно в виде белоснежной мифологической скульптуры «Венера в снегах». Этот сюжет – аллюзия на современное романтическое название Томска «Сибирские Афины».

Термин «Сибирские Афины» исторически связан с Томским Государственным университетом. «Венера в снегах» – это диалог двух различных культур: культуры Древней Греции с её наследием величайшего классического искусства и культуры Сибири с её самобытной историей и своеобразным климатом, в основе которого знаменитый бренд – «Русская зима». «Венера в снегах» - это, прежде всего, идея бренда и престижа Томска, Сибири и Томского Государственного университета не только в местном контексте, но и в контексте мирового художественного процесса и культурного обмена.

Наташа Юдина, "Венера в снегах". Автор фото: Павел Рыскаленко

Арт-группа «Вывоз снега» (Аксинья Сарычева, Митя Главанаков)
Гиг*-хэппенинги «рок-вернисаж» и «пеереезд», 2018
Видеодокументация.

Гиг-хэппенинги – продолжающийся кураторский проект группы «Вывоз снега».
Художники делают проницаемыми границы между местными культурными средами. В экспозиции представлена видеодокументация двух гиг-хэппенингов: «Рок-вернисаж» и «Пеереезд».

«Рок-вернисаж», хэппенинг:

Группой «Вывоз снега» была подготовлена встреча участников лаборатории ТриП (перфомансы в публичных пространствах) с музыкантами группами «Смех зелибобы» и «Potolokvgutaline». Результат встречи №1 – технически организованное столкновение контекстов «современного» искусства и """рок""" музыки. Результат №2 – совпадение телесного с акустическим и критического с человеческим, достигнутое средствами взаимоуничтожения привычных сред «гига/сцены» и среды свободного от человеческих содержаний «перфоманса».

Комментарий к видеодокументации «Пеереезд»:

В начальной точке (город) организуется сеть из бензинового генератора, компьютера, двух гитар, проектора, двух комбинированных усилителей и множества педалей эффектов. После отладки и активации всех узлов, сеть нужно взять и пронести по маршруту (берег) в конечную точку (поляна). Вдоль маршрута заранее расположена экспозиция, которая может быть пройдена как экскурсия. Во время пеерезда все узлы сети работают. В конечной точке сеть больше не нужно нести, но узлы продолжают работать.

* — концерт на площадке без мест для сидения, с возможностью слэма и моша. (Википедия)

Видеодокументация представлена ниже:


Митя Главанаков, «Дышим как дракон», 2018
Развитие серии «Жжём как дышим», показанной на выставке «Томск в разрезе» на Сибкабеле. Видео, углеродистая сталь, сплав свинца и олова.

Митя Главанаков – молодой томский медиа-художник, музыкант.
«Металлический дракон появился как спекулятивная сущность, выходящая за пределы досягаемости оппозиции сжечь/сохранить. Будучи правильным упражнением в диалектике, дракон вобрал в себя обе части противоречия: несгораемый и огнедышащий, он сам способен сжигать и сохранять*.

Освободившись от выбора между равно тупиковыми опциями консервации и уничтожения, дракон открывается для игр, быта и мутаций. Как все мутации, действия и изменения дракона являются контингентными и единственно верными. Он точно соответствует ситуации, не являясь при этом её заложником.

* Драконы известны своей любовью к сокровищам, что сближает их с хранителями музеев. Дракон всегда что-то охраняет», – Митя Главанаков.



Митя Главанаков, "Дышим как дракон". Автор фото: Павел Рыскаленко

Арт-группа «Сну-Сну», «Асино три топора», 2018
Документация.

Арт-группа «Сну-Сну» известна в Томске и за ее пределами провокационными акциями и перформансами. На фестивале молодого искусства «Вокруг 3.0» арт-группа представила публике авторскую коллекцию смирительных рубашек. 15 сентября 2018 года томские художники отметили в Москве годовщину Бульдозерной выставки, устроив перформанс «Бульдозеры обидели художников, теперь свершилась расплата». После объявления о блокировке Telegram участники арт-группы катали «Ком надзора», в разгар дебатов о строительстве часовни на Новособорной площади — устраивали там «Чесовню».

На выставке «Томск, ты как?» арт-группа представила видеодокументацию художественной акции «Асино три топора».

«По всей стране чувствуется дикая нехватка территориальных брендов. В то время как сама массовая культура прост-таки под нос нам подсовывает прекрасные идеи. В этом ролике Сну-Сну седлает мега раскрученный бренд и скрещивает его с имиджем прекрасного, но пока еще не шибко известного в стране города Асино», — Александр Колпаков, участник «Сну-Сну».

Посмотреть видео можно здесь.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website