«Художник - ты что?» №3
Медиа-проект о современных художниках
Вместе с представителями современного искусства мы размышляем над смысловым содержанием понятия «современный художник». Третий выпуск посвящен томским художницам – Аксинье и Веронике Сарычевым, представительницам «новой вещественности» (определение в сибирском художественном контексте принадлежит Герману Преображенскому, философу и куратору).
  • Аксинья Сарычева
    Томская художница, участница параллельной программы Уральской индустриальной биеннале современного искусства (2017) и Красноярской музейной биеннале современного искусства (2017), автор интервенций и стихийных выставок, участница арт-группы «Вывоз снега», владелица галереи Урна.
  • Вероника Сарычева
    Молодая томская художница, работает в различных жанрах (графика, инсталляция, перформанс и пр.) принимает активное участие в выставках, проектах, самоорганизованных мероприятиях, арт-событиях с 2016 года, участница Лаборатории нового искусства.
—Художницы, с каким вопросом вы живете-мучаетесь?
В: Вопрос выживания, мне кажется. Потому что мы как-то недавно с Аксиньей к этому пришли и на почве этого создали проект, который называется «Барби Бич». Это художественный проект, да, Аксинья?
А: Да. Ну, вообще у нас сначала была выставка «Тесно», с этого все началось. «Тесно» — это о ситуации, что в этом мире очень тесно. И мы решили проанализировать и выяснить, почему так в этом мире, в арт-мире в том числе. И, оказалось, что тесно, потому что пусто.

В: Как-будто все такое замершее.
А: Да, и люди вроде есть, и есть места, все вроде есть, но все замершее.

В: Причем это повсеместно так, не только у нас.
А: В общем да, это не значит, что у нас Сибирь и ничего нет. Это не поэтому. Это вообще в принципе так. То ли не хватает какой-то связи между людьми, явлениями, то ли события не случаются... Ты говорила про дневник.

В: Они просто… Очень много событий, но они как бы есть, но их вроде и нет. Они как расписание в школьном дневнике. Они где-то написаны, они где-то есть, но где это все?
А: Да, все как-будто не живое. И как жить в этом? И мы стали думать.

В: И вот этот самый проект «Барби Бич», включил в себя «Тесно» и остальные проекты, которые скоро осуществятся.
А: По поводу первых событий в «Барби Бич» у нас была игра на выживание. Мы брали шарики, доширак, мы учили их выживать и на их примере учились сами выживать. Это было на берегу Томи, нас было 7 человек, потом трое из нас ушли, а мы четверо поехали на такси домой и попали в аварию. И, по-моему, это была часть этой самой игры на выживание. Как-будто бы жизнь включилась в эту игру. Что будет дальше – интересно. Это первое было событие в «Барби Бич».

«Тесно» — это о ситуации, что в этом мире очень тесно. И мы решили проанализировать и выяснить, почему так в этом мире, в арт-мире в том числе. И, оказалось, что тесно, потому что пусто.
Документация проекта "Барби Бич"
— Как связаны «Тесно» и «Барби Бич»?
В: «Тесно» — проект, выставка. Вопросы, которые мы там затрагивали, напрямую связаны с «Барби Бич».
А: Хотела еще сказать, что «Тесно» — это обозначение темы и проблемы, а «Барби Бич» — это решение. Как выжить в этой пустоте.
— Как выжить?
А: Непонятно, мы только начали. Когда-нибудь найдем решение.

— Что такое искусство?
В: Мне кажется, нужно начать с истории нашей семьи вообще, потому что мы выросли в семье художника и мама тоже всегда была заинтересована в делах отца и поддерживала его и нас в том числе. И для нас эта творческая атмосфера и искусство было привычным и обычным. И нам казалось, что это понятно все. Но, на самом деле, от того, что оно привычное и обычное оно (прим. Искусство) не становится понятным. Само по себе понятие «искусство» оно очень широкое и убегающее. Чем больше ты пытаешься сфокусировать внимание на нем, тем больше оно растворяется, распадается.

— Кто такой художник?
А: Если искусство – это непонятно что, то художник – это непонятно кто. Непонятно кто, который живет в этом мире и выполняет какую-то странную функцию по поиску и обработке вот этого непонятно чего.
В: Тут, мне кажется, можно сделать акцент на поиске и обработке. Просто сейчас, как мне кажется, как нам кажется, роль художника заключается в том, чтобы выбирать. Чтобы выбирать и смещать фокус на что-то конкретное. Чтобы анализировать и вычленять какие-то главные моменты.

А: Да, раньше всё нужно было создавать, у тебя есть белый холст и ты на нем рисуешь. А сейчас смотреть на то, что у тебя валяется под ногами и подбирать это. В мире очень много информации и не нужно много спамить, потому что в этом нет художественности. И так очень много спама этого, мусора. А нужно этот мусор подбирать и как-то его сортировать. Вот, это художник — тот, кто сортирует мусор.
Если искусство – это непонятно что, то художник – это непонятно кто. Непонятно кто, который живет в этом мире и выполняет какую-то странную функцию по поиску и обработке вот этого непонятно чего.
— Художник и творец — это одно и то же?
А: Творец связан с творчеством. А художник с искусством. Наверное, это разное.
Творец делает, потому что он не может без этого жить. Художник — он решает задачи.


— Вы художники?
В: Сейчас уже даже стыдно быть художником, потому что их очень много.
А: Лично мне не нравится, и тебе тоже, да, не нравится? Эта вся штука про системы. Ну, раньше было, что если у тебя нет образования художественного, то ты не художник. Либо, если ты не участвовал в биеннале, в выставках — значит ты не художник. Художник – это больше какая-то социальная штука. Что тебя пронумеровали. Что ты там, 18, или ты 22. Ну, понятно, что не нужно уходить в лес и там отсиживаться. Нужно самому себя пронумеровать, пока за тебя это не сделал кто-то ещё.
В: Просто интересно, есть ли такая возможность это осуществить. Но на нас уже клеймо стоит, на всей нашей семье. Ну, художники.
А: Да.
В: По-моему, так было с детства, всегда. Ну вы же художники. Это вроде бы не пренебрежительно, но как-то своеобразно.
А: А может и пренебрежительно: «а че тебе стоит, ты же художник?».

Сейчас уже даже стыдно быть художником, потому что их очень много.
— Основная претензия к современным художникам — они не умеют рисовать... практически каждый может быть сейчас художником, выставив какой-то объект. Как вы считаете, важно ли сегодня художникам получать академическое образование?
А: Меня заставляли сидеть и отрисовывать объекты, людей, натюрморты. Например, мне было интересно узнать, что происходит в мире, в современном мире, даже в 20 веке, но ничего не понятно, живешь как-будто в вакууме. И нужно самому всегда искать информацию.
В: Не знаю, как сказать, если честно. Просто я пошла учиться на художника как что-то само собой разумеющееся. Потому что я занималась этим всю жизнь, Аксинья занималась этим всю жизнь, папа занимался этим всю жизнь, мне это нравилось, всем нам это очень нравилось. И это настолько в порядке вещей, что тут рассуждать даже нечего.


А: И немного безвыходная ситуация.
В: Да, есть такое.

А: Без вариантов. Ну да, а что еще?
В: Но поступив сюда (прим. Институт искусств и культуры ТГУ). Со временем я поняла, что действительно, как Аксинья говорила, ты находишься в вакууме. Тебе приходится самой что-то искать. Единственное, художественное образование помогает дисциплинировать себя, может быть в какой степени организовать время. Просто, на самом деле, если у тебя есть какие-то цели, ты можешь сам изучить все это.


А: Просто, для чего нужно образование? Чтобы устроится в общество. В арт-сообщество ни в какое ты не встраиваешься. Ну, это что касается классического образования. Есть школы современного искусства, там, наверное, немного по-другому. Говорят, что там можно встроиться в эту систему, но я что-то не знаю. Я не хочу встраиваться. Мне кажется, что нужно встраиваться, но при этом быть и не быть одновременно. Как это сделать?
Документация проекта "Бабри Бич"
— Что такое успех художника?
А: Сейчас для художника успех — это быть винтиком в этой большой системе. Тебя постоянно дергают на одну выставку, на другую, на третью, но это не есть хорошо, мне кажется, что это корпоративная работа. То же самое, что в других организациях. Художник сегодня – это офисный работник. Не хватает жизни, все какое-то застывшее, тесное.

— Как вы видите мир современного искусства?
В: Примерно то же, что искусство, только более странное. Потому что не особо понятно. Вот эта вся штука провокационная.
А: Провокационное что?

В: Тема современного искусства… Потому что все хотят туда залезть. Очень активно, с пеной у рта доказывают: что есть искусство, а что нет. Каждый хочет дать свою трактовку, истину втолковать. И это вечно всех задевает и это очень странно, потому что… Ну, где, если не в искусстве, тем более в современном, такое явление?


— Насколько в работе важна локальность? Именно Сибирь и Томск.
А: Мы всегда что-нибудь делаем исходя из своего личного опыта. Ну, да, мы живем здесь. Мы можем поехать в другое место, сравнить это место с тем местом, но это личный опыт, даже в таких мелочах, когда ты выгуливаешь собаку, покупаешь что-то или переезжаешь. Где бы ты ни был, ты просто работаешь с самим собой.

— Как вы видите своего зрителя?
А: Никак. Ну просто, кто попался. Не выбираешь.
В: Очень узкий круг, знакомые, постоянные клиенты.


— На что делать ставку: на творчество или на карьеру?
А: Ни на то, ни на другое.
В: Да, непонятно. Мне кажется, это очень опрометчиво делать ставки на успех.
А: Ни на карьеру, ни на творчество не надо делать никаких ставок. А на что? На жизнь надо ставки делать?
В: Да. Как мы любим.
А: Как мы делаем.

Куратор проекта: Анастасия Куклина
Видео, монтаж: Елизавета Пушкарева
Где бы ты ни был, ты просто работаешь с самим собой.
«Художник – ты что?» №1. Наташа Юдина здесь.
«Художник – ты что?» №2. Кирилл Басалаев здесь.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website