Паблик-арт проект
мУкА. Склады искусства
Выставка стала продолжением одноименного арт-фестиваля, который прошел в Томске с 31 мая по 2 июня. Основной целью проекта было привлечение внимания общественности к реставрации Складов купца Горохова и создания в нем центра современной культуры в студенческом Томске.
Проект объединил творческих людей вокруг двух болевых точек нашего города. Во-первых, Томск покидают молодые перспективные художники, потому что не видят возможности реализовать себя здесь. Отчасти это связано с тем, что в городе не хватает адекватных выставочных площадок и элементарной профессиональной и финансовой поддержки. Вторая серьезная городская проблема, которую затрагивает проект, – сохранение исторического культурного наследия. Памятники архитектуры разрушаются и найти средства для их сохранения и реконструкции очень сложно.

Но есть идея «лечить» эти болевые точки самим искусством непосредственно в культурном наследии. Каким образом? Создать центр современной культуры в отреставрированном памятнике архитектуры, как это сделали во многих городах России и Европы. Первая такая попытка в Томске была предпринята, когда в 2012 году здание Складов купца Горохова – памятник архитектуры федерального значения – передали в оперативное управление Государственному центру современного искусства (ГЦСИ, ныне РОСИЗО, а в перспективе – филиал Пушкинского музея) для размещения Сибирского филиала в Томске. К сожалению, попытка оказалась неудачной.

Многие неравнодушные томичи знают это здание на Набережной реки Томи, дом 27. Склады купца Горохова (1916 г.), прекрасный образец позднего модерна архитектора Андрея Крячкова. Он построил его для сыновей купца первой гильдии и филантропа Владимира Горохова. Сам Крячков в Томске не только преподавал, проектировал и строил здания, но и был членом-учредителем «Томского общества любителей художеств», устраивал выставки живописи из частных собраний местных купцов, чиновников и профессоров. Крячков был настоящим культурным подвижником и сторонником актуального на тот момент искусства. Он был не одинок. 1 мая 1918 года в городе усилиями художника Каземира Зеленевского была открыта Сибирская народная художественная академия. Правда, просуществовала она всего месяц... И эта историческая параллель очень важна сегодня: мы находимся в ситуации, когда можем остаться и без полноценного центра современной культуры, и без памятника архитектуры.

В рамках выставки мы пригласили современных томских художников, фотографов и активистов поразмышлять и высказаться на тему прошлого и будущего памятника архитектуры как одной из главных культурных площадок Томска. Авторы передают как драматические переживания на тему утраты архитектурного наследия, ненастоящего и несбывшегося центра современного искусства, так и сюжеты, дающие надежду на то, что практике вполне реально соединить ценность культурных памятников и возможности развития современной культуры.

Куратор фестиваля/выставки: Анастасия Куклина
Команда фестиваля: Олеся Худякова, Юлия Перминова, Надежда Королева, Алина Валишевская, Елизавета Пушкарева, Кирилл Бурдинский
Дизайн-проект паблик-арт инсталляции: Станислав Бобков
Личную благодарность выражаем директору ИИК ТГУ, проф. Д.В. Галкину



Фото с арт-фестиваля "мУкА. Склады искусства". 31 мая-2 июня 2019
Интервью с потомком купца Горохова – историком и археологом Кириллом Днепровским
Подробнее о работах современных томских художников, представленных на выставке
Лукия Мурина в проекте «За фасадом» показала руинированные здания, спрятанные за фасадной сеткой – символ отношения к архитектурному наследию.

"Проект «За фасадом» – это серия холстов с изображением разрушенных и законсервированных зданий Томска. В основе серии фотографии уничтоженных и заброшенных домов, расположенных в историческом центре города. Руинированные здания, спрятанные за фасадной сеткой - это символ отношения к архитектурному наследию. Именно за такими ненастоящими «фасадами» дома стоят в ожидании естественного разрушения, происходят незаконные сносы, завуалированные под видом реставрации".
Николай Исаев представил графическую серию «Гороховские склады» (проект «Наше красочное прошлое»), посвященную личности владельца складов – Владимиру Горохову, и архитектора, построившего здание – Андрею Крячкову.
Николай Исаев "Гороховские склады". Галерея "В Главном". Выставка "мУкА. Склады искусства". 2 сентября-2 ноября 2019
Елена Бабошко в серии акварелей «Деструкция» показала неумолимый процесс разрушения объекта культуры, которому уделяют недостаточно внимания в обществе.

"Работа «Деструкция», состоящая из восьми акварелей, имеет в своей основе идею наблюдения за неизбежным процессом разрушения объекта культуры, которому уделяют недостаточно внимания в обществе. Основная идея выражается через образ линейно-цветовой трансформации здания и усиливается эмоциональной рефлексией, свойственной технике акварели. Каждая из восьми частей этой истории – это фрагмент уходящего безвозвратно. Человек веками строил объекты, наделяя их разным значением и функциями, расширяя и совершенствуя культурное наследие. Мы, в свою очередь, ищем ответ на важный вопрос: как сохранить то, что создано и стало частью культуры? Как уберечь, созданное человеком, от преждевременного превращения в пыль и культурный слой?".

Аня Бакшаева и Катя Пушникова в инсталляции «Духовка» метафорически представили происходящее в музейном пространстве как физику духового шкафа.

"Печь превращает набор продуктов (пусть и подготовленных) в блюдо, буквально спекает их. С помощью жара внутри духовки вкусы, запахи и текстуры сильнее взаимодействуют, смешиваются, преобразуются. На выходе получается готовая, гармоничная, ВКУСная пища. Так и музей в своем пространстве создает условия обмена элементами, усиления взаимодействий между зрителями, художниками, произведениями искусства, менеджерами, кураторами, меценатами. Погружая в «разогретую» атмосферу эти «ингредиенты» можно получить самые разные проекты, инициативы, коллаборации и выставки. А конечным результатом творческих «дегустаций» того, что получается в этой музейной «духовке» является ВКУС. Осмысленно развивающийся, богатый вкус у зрителей, организаторов, художников и чиновников".
Связь культурных движений с механическим перемещением в пространстве отразила в арт-объекте группа «Сну-Сну».
Арт-группа "Сну Сну" на арт-фестивале "мУка. Склады искусства"
Аксинья Сарычева предложила план восстановления Гороховских складов.
Аксинья Сарычева. Инсталляция "Складывать". Галерея "В Главном". Выставка "мУкА. Склады искусства". 2 сентября-2 ноября 2019
Вероника Сарычева создала очень личную историю, в которой провела аналогию с разрушающимся памятником и собой, дав медицинское заключение процессу распада – диффузный остеопороз.

"При визуальной целостности установлен факт распада, разложения, ломкости внутренней несущей части, составляющую конструктивную основу целого. Причина – время, которое в качестве своего оружия использует с, мин, ч, г, в и т.д. Но еще, все это хранит переломные события, которые, случаются в жизни. Бывает и человек распадается. Любопытно узнать, чувствует ли здание острую нестерпимую боль при его внутренней коррозии? Плачет ли от того, что чувствует безысходность, отсутствие возможности избавиться от того, что тонкий, хрупкий скелет не выдерживает? Если да, то мы о чень похожи.
- Мучительная пронзающая боль, которую я чувствую часто. Без внешних признаков, но выворачивает будто наизнанку. Абсолютно лишает сил, повышает тревогу, и без того не уходящую (и температуру). Так произошло само по себе (давно). Возможно (и, наверное) повлияла диверсия со стороны внешних переломных (они ломают) событий.
[Проведенная аналогия между разрушающимся зданием и мной может быть записана только в личном дневнике или частью задокументирована в медицинской карточке].
ПРОТОКОЛ
Рентгенография кистей прямой проекции, Rn-грамма коленных суставов в прямой и боковой проекциях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Диффузный остеопороз".

Вероника Сарычева "Разбитый, нарушенный, сломанный, испорченный, выветренный…"
Другие участники включились в проект с фото-размышлениями (ломо-полотно «Склады искусства», интернет-журнал «Томский Обзор»), активистскими плакатами (Катерина Маас, Ирина Сонич, участницы Монстрации в Томске) и стрит-арт объектом (Илья Маломощенко).
Саша Обычный специально для выставки "мУкА. Склады искусства" создал видео, в котором с помощью узнаваемых визуальных образов переосмыслил процесс разрушения Гороховских складов.

Саша Обычный, человек который умеет гуглить, монтировать и пользоваться фотошопом: «Видео для выставки «мУкА» - это смех и слезы».

В создании видео приняли участие: фотографы Никита Перевалов и Анна Кузнецова, иллюстратор Кира Бергвинд, музыка Loscil. Все остальное: Google.
О некоторых итогах арт-фестиваля "мУкА. Склады искусства".

- Участница команды фестиваля Алина Валишевская, по итогам паблик-арт проекта успешно защищитила магистерскую диссертацию «Опыт создания мультимедийного проекта «Склады Горохова». С материалами диссертации можно ознакомиться здесь.

- О проекте в газете "Коммерсант". Автор статьи - Анна Толстова. Статья.

- Ссылка на группу фестиваля Вконтакте.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website