живопись Елены Бабошко
Insomnia. Мыслящие сновидения
С комментариями Зигмунда Фрейда и Дэвида Линча
13 декабря 2018 года в Галерее «В Главном» открылась выставка живописи молодой томской художницы Елены Бабошко «Insomnia. Мыслящие сновидения». Елена - ученица известного томского художника Петра Гавриленко. Сейчас учится в аспирантуре Института искусств и культуры ТГУ и занимается современной теорией искусства. Выставка в галерее стала шестой персональной выставкой Елены Бабошко.
Кураторский текст
«Insomnia. Мыслящие сновидения» – выставка-полудрем, выставка-полуявь, выставка-парадоксальное сочетание форм, основная образная линия которой принадлежит томской художнице Елены Бабошко – ее мыслям и чувствам, идеям и прочтениям, облаченным в психоаналитические рассуждения Зигмунда Фрейда о сновидениях.

В его знаменитой работе «Толкование сновидений» мы находим несколько важных мотивов/пассажей о природе этого психического явления. Фрейд разделяет сон и сновидения, и утверждает, что сновидения мыслят образами и именно это сближает их с искусством. «Insomnia» в работе Фрейда трактуется как один из типов сновидений, обусловленных лишь настоящим/прошедшим, и не имеющим никакого значения для будущего - сон как продолжение реальности. В искусстве эта тема прекрасно разработана художниками-сюрреалистами, которые верили в неисчерпаемость и не-скованность сознания творца. Музыкальные образы сновидений воплощены великими композиторами - вспомним симфонию Петра Чайковского «Зимние грезы» или сочинения для фортепиано Клода Дебюсси «Грезы».

Живопись Елены Бабошко по выражению цветового мироощущения, интуитивному обращению автора к Личным сюжетам (работы «Внутри себя», «Зеркало», «То, о чем трудно говорить» и др.), напоминает сновидческую дымку. Однако, если великий сюрреалист Сальвадор Дали переносил на холст образы, возникающие в его сознании на границе сна и бодрствования, то метод художницы более рационален, ее диктовка мысли подчинена контролю со стороны разума, ухватившегося за нить сновидений.

Елена Бабошко – ученица известного томского художника Петра Гавриленко, творчество которого характеризуют как «сибирский символический экспрессионизм». Художница пришла к собственной стилистике и интерпретации, для которой характерно особое отношение к цвету и к затаенной стороне того или иного явления. Во многих работах читается образ самого автора («художественное творчество как функция исповеди», Герман Гессе).

Говоря о сновидениях, нельзя не упомянуть кинематографическую и живописную историю Дэвида Линча, одна из работ которого стала важным акцентом в экспозиции. «Shot In The Back Of The Head» – анимационный клип, созданный режиссером в 2014 году для американского мультиинструменталиста Moby. Динамичная черно-белая графика оказывает гипнотическое воздействие и погружает зрителя в состояние «Insomnia».

Куратор проекта: Анастасия Куклина
Техническая подготовка экспозиции: Сергей Зуев, Михаил Казанцев, Кирилл Яндулов.
Дизайнер: Лиза Пиляй
Руководитель проекта Галерея «В Главном»: Дмитрий Галкин

Елена Бабошко, художник:

«Мы сделали выставку, которая отчасти подтверждает мысль о том, что произведения искусства создаются художником не в состоянии осознанного, рационального, логического мышления, а в состоянии на грани сна и бодрствования. Как и любой художник, который в своем творчестве обращается к эстетике и стилистике символизма, я часто слышу вопрос: «А что изображено на твоей картине?». На самом деле, не так просто бывает ответить на этот вопрос, потому что образ, который реализуется в произведении, создается интуитивно, возникает в подсознании. Все это невозможно описать простым языком. Поэтому мы с Анастасией, Фрейдом и Линчем предлагаем зрителям самим разобраться в наших образах и сновидениях».

На выставке представлен анимационный клип «Shot In The Back Of The Head», созданный Дэвидом Линчем для американского мультиинструменталиста и исполнителя Moby. Черно-белая графика оказывает гипнотическое воздействие и задает определенный ритм выставке.

Живопись Елены Бабошко
«Ева», центральная часть часть триптиха
(80*80, х.м., 2013)
____________________
«Впечатления, интенсивно владеющие бодрственным мышлением, лишь в том случае воспроизводятся в сновидении, когда мышление дня до некоторой степени успело отодвинуть их на задний план».

(Зигмунд Фрейд, «Толкование сновидений», с. 67)

«Ребро Адама» (80*80, х.м., 2015)
_____________________
«Никто не знает, насколько он добр или зол, и никто не может отрицать наличности в памяти аморальных сновидений»

(Зигмунд Фрейд, «Толкование сновидений», с. 186)

Елена Бабошко

Родилась в Томске в 1980. Живет и работает в Томске.
Живописец, график. Работает в техниках холст, масло, батик.

Закончила в 2000 вечернюю художественную школу. В 2002 факультет иностранных языков Томского государственного университета. В 2009 получила степень МВА в Томском политехническом университете. В настоящий момент учится в аспирантуре Института искусств и культуры ТГУ. В рамках научной деятельности исследует вопрос конструирования категории современности в области искусства. С 2003 года работает в ТГУ, преподает иностранные языки. С 2017 года – культурологию.

Участник художественных выставок регионального, всероссийского и международного уровня. Выставка ««Insomnia. Мыслящие сновидения» шестая персональная выставка Елены Бабошко. За последние два года автор принял участие в нескольких студийных выставках, в международном проекте Михаила Шемякина «Стул в искусстве» (Майкоп, 2017) и «Цирк! Цирк! Цирк!» (Москва, 2018).

Сайт художницы.
Художница Елена Бабошко в мастерской.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website