3 сентября 2020

институт искусств и культуры ТГУ
Сибирский филиал гцси в составе гмии им. а.с. пушкина
Мифы и пиксели
Выставка графики молодых томских художников
Участники выставки – молодые томские графики – выпускники Института искусств и культуры ТГУ (кафедра изобразительного искусства, специальность «Графика»). В работе «Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости» Вальтер Беньямин писал о том, что техническая репродукция искусства обесценивает его здесь и сейчас. Работы художников этой выставки объединяет поиск языка, который в визуальной избыточности современного цифрового – «пиксельного» – мира очерчивает границы искусства. Авторы мыслят искусство и роль художника в мифологическом, нарративном, символическом и, конечно, личностном измерениях. В своих работах они используют различные подходы и техники – автолитографию, линогравюру, графическую книгу, комикс, монументальную графику.

Серия иллюстраций «Карнавал жизни» Каревой Дарьи погружается в секреты визуальной нарративности и раскрывает трогательную фантазийную историю девочки, читающей книгу сказок на лугу. Бровкина Александра в графической серии «Из мира, где светят семь солнц» исследует мифологический символизм культурной архаики и знакомит зрителей с яркими и выразительными образами, созданными на основе мифологии коренных народов Сибири – селькупов. Щербина Елизавета, опираясь на мифы, легенды и суеверия стран Центральной, Восточной и Северной Европы, создает графическую книгу «Сказки безымянных братьев» в жанре фэнтези, с мистической атмосферой и цитированием героев скандинавского folk-metal. Ермаков Денис ностальгирует по периоду расцвета аркадных компьютерных игр и обращается к направлению пиксель-арт, с помощью которого развивает сюжет о драматичном пути художников-одиночек. Анфилофьева Яна адаптирует литературные образы для современной воспитательной дидактики в виде монументальной графики.

Выставка представлена в двух форматах: онлайн-проекта и городской интервенции (ограда университетской рощи ТГУ, пр. Ленина, 36).

Участники: Анфилофьева Яна, Бровкина Александра, Ермаков Денис, Карева Дарья, Щербина Елизавета.
Руководители и консультанты: Барнашова Елена, Чернова Ирина, Ассонова Светлана, Мельченко Евгения.
Координатор: Куклина Анастасия

Работы выпускников

Карева Дарья

Тема дипломной работы:
Литографированная серия «Карнавал жизни» как пример визуального рассказа в станковой графике.

Руководитель: Барнашова Е.В.
Консультанты: Ассонова С.Г., Мельченко Е.Д.



Сюжет серии повествует о жизни маленького европейского городка, в который внезапно прибывает бродячий цирк под руководством антагониста рассказа Аватара. Вступительной части сюжета соответствует первый лист серии, где изображено динамичное шествие главного героя и каравана в клубах пыли позади него. Когда шатры цирка раскрываются у стен города, в нем начинают случаться странные вещи, в которых как-то замешан начальник цирка. Второй, третий и четвертый листы серии иллюстрируют пейзаж события, происходящие в цирке. За делами, которые проворачивает Аватар, втайне от него наблюдает маленькая девочка, которой вскоре предстоит столкнуться с ним лицом к лицу. Наблюдение девочки за антагонистом отражено в пятом листе, а на шестом и седьмом листах проиллюстрировано столкновение двух главных героев рассказа.

Чем обернется встреча девочки и дьявола читатель узнаёт в конце рассказа. Однако из серии иллюстраций становиться ясно, что все приключения, через которые она прошла, оказались не чем иным как яркой выдуманной историей, которую создала детская фантазия девочки, читающей книгу сказок на лугу.
На создание художественного образа антагониста меня вдохновил солист шведской металл-группы Йоханнес Эккерстрём, который в своем сценическом образе сочетает характерные атрибуты цирковых распорядителей XX века, его образ дополняют длинные черные волосы и цилиндр викторианской эпохи. Данная шведская группа называется «Аватар». В ее честь и был назван главный персонаж рассказа, тем самым я выразила дань уважения любимой группе.
Д. Карева. Из рабочих материалов к серии «Карнавал жизни»

Бровкина Александра

Тема дипломной работы:
Мифы селькупов в графической серии «Из мира, где светят семь солнц».

Руководитель Чернова И.В.
Консультанты: Ассонова С.Г. Мельченко Е.Д.
Серия посвящена мифологии одного из самых малочисленных и своеобразных коренных народов Сибири – селькупов. Мифология этого этноса позволила создать яркие и выразительные визуальные образы, с характерными и колоритными персонажами – божествами селькупского пантеона. В процессе знакомства и осмысливания селькупской мифологии произошло образное формирование композиции, была подмечена взаимосвязь между персонажами и схожими сюжетами. Сюжеты мифологии были представлены в двух типичных для селькупов интерпретациях в концепции горизонтального и вертикального мироздания. В отсутствие иллюстративной конкретики в некоторых сюжетах пришлось прибегнуть к авторскому толкованию.

Данная тема визуализировалась в технике цветной линогравюры. Для каждого листа создавался эскиз (предварительный рисунок), далее изображение переносилось на линолеум, и вырезалась печатная форма. Каждая последующая готовая форма печаталась по очереди, тем самым происходило наслаивание одного цвета на другой.
Красные змеи живут в красном кровавом море. Красное море расположено в жаркой («где светят семь солнц») стране всех предков селькупов.
— А. Бровкина. Из рабочих материалов к серии «Из мира, где светят семь солнц»
Главное магическое качество мифических кузнецов – способность «перековывать человека».
А. Бровкина. Из рабочих материалов к серии «Из мира, где светят семь солнц»
Хозяйка огненного мира – старуха-прародительница (змея, ящерица, рыба, орел, лосиха, медведица и пр.).
А. Бровкина. Из рабочих материалов к серии «Из мира, где светят семь солнц»

Щербина Елизавета

Тема дипломной работы:
«Сказки безымянных братьев» как пример создания графической книги в жанре фэнтези.

Руководитель Барнашова Е.В.
Консультант Ассонова С.Г.



Сюжет каждого комикса основан на компиляции различных мифов, легенд и суеверий, характерных для стран Центральной, Восточной и Северной Европы. Так, в сюжете комикса «Тюрьма духов» использован мотив кельтских поверий о душе, комикса «Похититель крови» – мотив покорения диких земель и коренных племён более развитыми захватчиками, «Отца слепцов» – мотив путешествия героя в потусторонний мир для спасения усопшего члена семьи, «Чёрной церкви» – мотив расплаты за совершённый грех. Образ маяка на отдалённом острове, подобно мистическим историям о маяках Оркнейских и Гебридских островов, лег в основу сюжета «Аббатства мёртвых тупиков». А весьма распространенный мотив избавления от ребёнка, характерный для народных сказок Центральной Европы узнается читателем в сюжете «Короля с разбитым сердцем». Для каждой истории создавалась собственная мистическая атмосфера жуткой поучительной сказки.

Помимо этого, отличительной чертой сборника является его связь с фолк-металл коллективом из Финляндии Korpiklaani. Портреты и образы всех участников этой группы использовались в качестве прототипической основы для создания главных героев комиксов – сюжеты и роли подбирались для каждого музыканта отдельно, исходя из их внешности и возраста.
Большая поляна окружена лесом, там и сям раскиданы маленькие домики, люди заняты своими обычными делами (пересмотреть «Сауну», выбрать ландшафты и деревенские ракурсы). Герой, погоняя прутиком гусей, идёт по вытоптанной дорожке, поднимает взгляд вверх и смотрит куда-то.
Е. Щербина. Из рабочих материалов к комиксу «Черная церковь»
Это тупики, но местные зовут их «северный монашек». Их здесь тьма, – мужчина быстро вытаскивает из кармана хлебную корку и протягивает мальчику, – поэтому маяк и прозвали «Аббатство».
Е. Щербина. Из рабочих материалов к комиксу «Аббатство мертвых тупиков»

Ермаков Денис

Тема дипломной работы:
Стилистические приемы компьютерной графики, применяемые в процессе создания комикса «DREAMGAME».

Руководитель: Барнашова Е.В.
Консультант: Ассонова С.Г.


Пиксель-арт – уникальное явление гик-культуры. Это и ностальгия по периоду расцвета компьютерных игр, и своеобразный протест против засилья игровых блокбастеров, ультра-реалистичные технологии которых недоступны большинству авторов, но прежде всего это единственный метод создания изображений, построенный на восприятии компьютерной графики как художественного материала. Рисуя пиксель-арт, художник работает с каждым элементом отдельно, контролируя позицию, цвет и прозрачность пикселей. При этом он ограничен формой элементов, цветовой палитрой и разрешением картинки. Пиксель-арт вызывает стойкие ассоциации с тематикой компьютеров и компьютерных игр, поэтому и был выбран в качестве стилистической основы комикса.

В качестве литературной основы был взят короткий оригинальный сюжет, базирующийся на личном творческом и жизненном опыте. Главные герои – авторы-одиночки, мечтающие о признании и славе, хотят заявить о себе на фестивале компьютерных игр и виртуальной реальности. Сперва им удаётся заполучить внимание зрителей, столкнув героев своих произведений в виртуальном сражении, но стоит только появиться настоящей звезде игровой тусовки, как об авторах тут же все забывают. В попытке взять реванш, авторы выступают в команде с новым проектом…
Endgame. Киви с боем прорывается через ворох препятствий из разных игр, не совпадающих по сеттингу и стилистике. Он видит, что мир за пределами выставочной игры по-настоящему огромен, а происходящее своей необъяснимостью вызывает интерес. Герой впервые понимает, что не в силах предсказать, чего ждать в следующий миг. Это не его «игра мечты»…
— Д. Ермаков. Из рабочих материалов к комиксу «DREAMGAME»

Анфилофьева Яна

Тема дипломной работы:
Графика в дизайне интерьера Колледжа индустрии питания, торговли и сферы услуг.

Руководитель: Чернова И.В.
Консультант: Ассонова С.Г.


Выпускная квалификационная работа представляет собой проект оформления трех рекреационных зон колледжа (от формирования идеи и до выполнения настенной росписи). Желание наладить контакт с молодой аудиторией подталкивает руководителей реализовывать художественные замыслы в стенах учебных заведений. Сегодня монументальное искусство демократично.

Художественной идей проекта стало соединение принципов иллюстративности и масштабов монументальной графики. Благодаря таким общим чертам как ясность образов, схожие пластические решения, а также зависимость от формата медиума, на котором они располагаются, стало возможным органичное соединение на первый взгляд противоположных видов искусств.

Созданные эскизы раскрывают тему учебы в широком ее смысле. Образы увлеченных студентов, творцов и первооткрывателей способствуют воспитанию и подпитке интереса молодежи к обучению. В тандеме с современной стилистикой они задают неформальную взаимосвязь между учебным заведением и подростками. Крайне важно было сделать рекреации разнообразными. Все холлы имеют разную степень стилизации, сохраняя при этом общие композиционные черты.
Ахроматическая палитра беспроигрышно сочетается с другими цветами в интерьере, а также дополнительно подчеркивает связь с традиционной книжной графикой.
Я. Анфилофьева. Из рабочих материалов к монументальной графике в интерьере КИПТСУ
После защиты. Первый выпуск художников-графиков с председателем
и членами Государственной аттестационной комиссии.
О специальности
Специальность Графика (Оформление печатной продукции) была открыта на кафедре изобразительного искусства Института искусств и культуры ТГУ в 2014 году по инициативе Татьяны Сергеевны Коробейниковой. Институтом были приобретены литографский и офортный станки. К моменту открытия специальности на кафедре уже работали специалисты в области графики и дизайна.

Сегодня профильные дисциплины для студентов-графиков преподают томские художники и дизайнеры: Арутюнов Олег Натанович (член Союза художников России), Мельченко Евгения Дмитриевна (член Союза художников России), Маковенко Владимир Андреевич (член Союза художников России), Маковенко Мария Валерьевна (член Союза художников России), Хартулярий Анастасия Константиновна (член Союза художников России), Ассонова Светлана Геннадьевна (член союза дизайнеров России). Для печати литографий ежегодно в Томск приезжает печатник-литограф, Бахолдин Александр Алексеевич, проработавший много лет в печатных мастерских Санкт-Петербурга. Оборудование маленькой литографской мастерской в подвале института сделало возможным создание уже сотен автолитографий томскими художниками и студентами.

Особенностью обучения специальности графика является обращение к традициям станковой графики в целом, уникальной и печатной. Студенты работают с такими материалами как тушь, акварель, гуашь, акрил, пастель, уголь, соус и многие другие. Экспериментируют со смешенными техниками. В программу обучения входит изучение разнообразных техник высокой, плоской и глубокой печати. Наши студенты создают творческие работы в техниках офорта, литографии, шелкографии, ксилографии, линогравюры и других видах эстампа. Другой ключевой особенностью обучения специальности является проектная работа в области графического дизайна. Много внимания в программе обучения уделяется иллюстрации и искусству книги. Студенты выступают как художники и дизайнеры книги. А некоторые и как писатели.

Кафедра изобразительного искусства существует во взаимосвязи с другими кафедрами Института искусств и культуры и структурными подразделениями ТГУ. Научными руководителями дипломных работ наших студентов становятся доценты кафедры культурологии, теории и истории культуры. Книги печатаются на оборудовании Издательского дома ТГУ. Музеи и Научная библиотека ТГУ являются площадками для реализации творческих проектов.Весь процесс обучения художника-графика отличает возможность студента выбирать траекторию своего развития и область применения своих творческих способностей.
При поддержке
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website