(Не)обязательное потребление
Искусство и дизайн часто воспринимают как украшательство. В современном контексте это во многом ошибочно. Художники и дизайнеры работают с актуальными проблемами общества так же активно, как политики и ученые, поскольку для всех очевидно, что природа большинства проблем связана с логикой потребления, сложившейся в системе современного глобального капитализма. Избыточное и навязчивое - поддержание обязательного и активного потребления считается панацеей от всех социальных бед, однако оно создает еще больше тупиковых проблем.
Основу данной выставки составили проекты магистрантов программы «Art&Science: Искусство. Дизайн. Технологии» Института искусств и культуры и САЕ-4. Это работы-исследования различных контекстов (не)обязательного потребления. Один из таких контекстов – счастливый мир потребительства, превращающийся в токсичную мусорную яму. Эта тема сегодня на слуху практически ежедневно. Проект Анны Сербиновой «МусорОК» в духе классических дизайн-утопий предлагает визионерскую стратегию утилизации мусора как основного сырья для города-будущего, печатающего самого себя на 3D-принтере. Эту логику эко-идеализма дополняет работа Мити Главанакова, посвященная техническим интерфейсам для общения с растениями.
Кирилл Яндулов и томская группа «Сну-Сну» предложили работы для скептического раздела выставки. Как скептики и провокаторы, они пытаются найти ироническую дистанцию по отношению к императивности потребления. Возможно, шапка из фольги действительно сможет защитить нас от электромагнитного гипноза, пронизывающего людей невидимыми лучами потребительства? Любителям модных философских авторов и течений так же будет невредно «разыграть» иронию интеллектуального модного потребления в интерактивной версии дартс.
Не(пост)человеческую метафизику производства и потребления исследует работа Екатерины Медведевой, в которой художественная визуальность произведена компьютерным «живописцем» – нейронной сетью. При каких условиях мы должны воспринимать и потреблять это как искусство? Решать зрителю. Митя Главанаков здесь же предлагает задуматься над формами потребительской нео-архаики, связанной с пищевыми цепочками природной экосистемы, в которую вписан человек.
Таким образом, вопрос о (не)обязательном потреблении объединяет современное искусство и дизайн в междисциплинарной области так называемого спекулятивного дизайна, конструирующего визионерские и критические модели развития современного общества.
Куратор выставки, руководитель магистратуры: Дмитрий Галкин
Координатор: Кирилл Яндулов
Дизайн: Елизавета Пиляй
Участники: Анна Сербинова, Митя Главанаков, Кирилл Яндулов, Катя Почечуева, Екатерина Медведева, группа «Сну-Сну»