Тема тела и телесности всегда была одной из центральных в европейском искусстве. Для современных художников рубежа ХХ-ХХI веков она зазвучала совсем иначе, чем в классической традиции. Тело человека как-бы открывается заново благодаря новым художественным практикам, научным знаниям и технологическим достижениям. Здесь следует упомянуть хэппенинг и перформанс как уникальный художественный эксперимент с телесным опытом, и акционизм как социальное действие через тело художника, и био-арт как технологическое применение плоти в самом арт-объекте.
В этой проблематике пересекаются различные оптики: современное искусство, философия, антропология, биология и когнитивные исследования. В социальных науках особое место занимает антропология обмена и теория техник тела французского антрополога Марселя Мосса. Он использует понятие «техники тела» для описания того, как функционируют «традиционные способы, посредством которых люди в различных обществах пользуются свои телом».
В современном технологическом мире новых медиа – смартфонов, гаджетов, Интернета, компьютерных игр, социальных сетей - тело человека оказалось в новой реальности, для которой эволюция нас не готовила. В контексте истории медиа последнего столетия тело сначала было парализовано в зале кинотеатра, затем на диване у телевизора и теперь у экрана компьютера/смартфона. Человек стал двоиться. У него теперь есть реальное и виртуальное тела, граница между которыми не очевидна. Сегодня мы существуем в гибридной цифровой реальности, балансируя между виртуальным пространством новых медиа и «привычной физической реальностью». Как мы можем очертить границу реального тела, не перешагнув порог виртуального, смысл которого также остается не вполне ясен?
Пришло время изучить и понять новые границы и контуры человеческого тела нашей цифровой эпохи. Именно эта задача стоит перед участниками выставочного проекта «Техники тела 2.0». Под термином «техники тела», заимствованным у Мосса, мы будем понимать, как формы использования тела в современном мире, так и способы, которыми человек представляет себя в мире виртуальном. Для нас будут одинаково важны сами техники тела и формы репрезентации, посредством которых человек представляет себя в пространстве новых медиа.
Вместе с художниками нам хотелось бы скорее поднять вопросы и наметить проблематику исследований, обозначить рамки критических рассуждений, чем давать ответы и рецепты.
Текст: Кирилл Яндулов, Дмитрий Галкин
Руководитель Галереи «В Главном»: Дмитрий Галкин
Куратор: Кирилл Яндулов
Координатор: Анастасия Куклина
Дизайнер: Елизавета Пиляй
Техническая подготовка экспозиции:
Денис Васильев, Никита Маматов, Кирилл Яндулов, Инга Тропина